Роман Л. Н. Толстого «Анна Каренина»
Роман Л. Н. Толстого «Анна Каренина» Роман "Анна Каренина” создавался в период 1873 – 1877 годов. С течением времени замысел претерпевал большие изменения. Менялся план романа, расширялись и усложнялись его сюжет и композиции, менялись герои и самые имена их. Анна Каренина, какой ее знают миллионы читателей, мало похожа на ее предшественницу из первоначальных редакций. От редакции к редакции Толстой духовно обогащал свою героиню и нравственно возвышал ее, делал ее все более привлекательной. Образы же ее мужа и Вронского (в первых вариантах он носил другую фамилию) изменялись в обратном направлении, т. е. духовный и нравственный уровень их снижался. Но при всех изменениях, внесенных Толстым в образ Анны Карениной, и в окончательном тексте Анна Каренина остается, по терминологии Толстого, одновременно и "потерявшей себя”, и "невиноватой” женщиной. Она отступила от своих священных обязанностей матери и жены, но у нее другого выхода не было. Поведение своей героини Толстой оправдывает, но в то же время трагическая судьба ее оказывается неизбежной. В образе Анны Карениной развиваются и углубляются поэтические мотивы "Войны и мира”, в частности сказавшиеся в образе Наташи Ростовой; с другой стороны, в нем временами уже пробиваются суровые нотки будущей "Крейцеровой сонаты”. Сопоставляя "Войну и мир” с "Анной Карениной”, Толстой заметил, что в первом романе он "любил мысль народную, а во втором — семейную”. В "Войне и мире” одним из главных объектов внимания была именно деятельность самого народа, самоотверженно защищавшего родную землю, в "Анне Карениной” — преимущественно семейные отношения героев, взятые, однако, как производные от общих социально-исторических проблем, вследствие этого и тема народа в "Анне Карениной” получила своеобразную форму отражения. Мир добра и красоты в "Анне Карениной” гораздо более тесно переплетается с миром зла, нежели в "Войне и мире”. Анна появляется в романе "ищущей и дающей счастье”. Но на ее пути к счастью встают активные силы зла, под влиянием которых в конечном счете она и гибнет. Судьба Анны поэтому полна глубокого драматизма. Напряженным драматизмом проникнут и весь роман. Чувства матери и любящей женщины, испытываемые Анной, Толстой показывает как равноценные. Трагедия Анны заключается в том, что, выбрав что-то одно, она безвозвратно потеряет другое. Ее любовь и материнское чувство — два великих чувства остаются для нее несоединенными. С Вронским она — любящая женщина, с Карениным и с сыном Сережей — любящая и безупречная мать и нéкогда верная жена. Анна хочет одновременно быть и той и другой. В полубессознательном состоянии она говорит, обращаясь к Каренину: "Я все та же... Но во мне есть другая, я ее боюсь — она полюбила того, и я хотела возненавидеть тебя и не могла забыть про ту, которая была прежде. Та не я. Теперь я настоящая, я вся”. "Вся”, т. е. и та, которая была прежде, до встречи с Вронским, и та, которой она стала потом. Но Анне еще не суждено было умереть. Она не успела еще испытать всех страданий, выпавших на ее долю, не успела она также испробовать и всех дорог к счастью, к которому так рвалась ее жизнелюбивая натура. Вновь сделаться верной женой Каренина она не могла. Даже на пороге смерти она понимала, что это было невозможно. Положение "лжи и обмана” она также не способна была более переносить. Следя за судьбой Анны, мы с горечью замечаем, как рушатся одна за другой ее мечты. Рухнула ее мечта уехать с Вронским за границу и там забыть про все: не нашла своего счастья Анна и за границей. Действительность, от которой она хотела уйти, настигла ее и там. Вронский скучал от безделья и тяготился, а это, в свою очередь, не могло не тяготить Анну. Но самое главное на родине остался сын, в разлуке с которым она никак не могла быть счастливой. В России ее ожидали мучения еще более тяжкие, чем те, которые она переживала раньше. То время, когда она могла мечтать о будущем и тем самым в какой-то степени примирить себя с настоящим, прошло. Действительность ставила ее в безвыходное положение. По мере развития конфликта открывается смысл всего происшедшего. Так, Анна, узнавая петербургскую аристократию, подразделяет ее на три круга: первый круг — это сослуживцы Каренина, к которым она вначале питала почти набожное почитание. Познакомившись ближе с этим кругом, она разочаровалась, потеряла к нему всякий интерес. Ей стало известно, "кто за кого и как и чем держится и кто и с кем и в чем расходится”. Второй круг был тот, с помощью которого Каренин сделал свою карьеру. В центре этого круга стояла Лидия Ивановна. Первое время Анна дорожила этим кругом, имела даже друзей в нем. Вскоре, однако, и он стал тягостен для нее. "Это был кружок старых, некрасивых, добродетельных и набожных женщин и умных, ученых, честолюбивых мужчин”. Когда Анна поняла, что все они лицемерят, притворяются, в том, что добродетельны, а на самом деле злы и расчетливы, Анна порвала с этим кругом после своего знакомства с Вронским. Встречаясь с ним, она оказалась втянутой в третий круг, центром которого была Бетти Тверская. Княгиня Бетти внешне противостоит Лидии Ивановне с ее набожностью. Бетти не скрывает своего вольного поведения, но собирается в старости стать такой же, как Лидия Ивановна. Поведение княгини Бетти Тверской и графини Лидии Ивановны — это две стороны одной и той же медали. Признание Бетти, что она в старости станет похожей на Лидию Ивановну, бросает яркий свет на образ жизни и ее самой, и Лидии Ивановны; им обеим необходима маска лицемерия. Лицемерно было все общество, с которым сталкивалась Анна. С каждым поворотом своей трудной судьбы она все более убеждалась в этом. Она искала честного, бескомпромиссного счастья. Вокруг же себя видела ложь, лицемерие, ханжество, явный и скрытый разврат. И не Анна судит этих людей, а эти люди судят Анну. Потеряв для себя сына, Анна осталась только с Вронским. Следовательно, привязанность ее к жизни наполовину уменьшилась, так как сын и Вронский были для нее одинаково дороги. Здесь разгадка того, почему она теперь стала так дорожить любовью Вронского. Для нее это была сама жизнь. Но Вронский в силу своего природного эгоизма не мог до конца понять Анну. Между Анной и Вронским теперь все чаще и чаще возникали недоразумения, причем формально Вронский, как ранее и Каренин, был прав, а Анна не права. Однако суть дела заключалась в том, что поступками Каренина, а затем и Вронского руководило "благоразумие”, как понимали его люди их круга; поступками же Анны руководило ее большое человеческое чувство, которое никак не могло согласоваться с "благоразумием”. В свое время Каренин был напуган тем, что в "свете” уже заметили отношения его жены с Вронским и что это грозит скандалом. Так "неблагоразумно” вела себя Анна! Теперь общественного скандала боится Вронский и причину этого скандала видит все в том же "неблагоразумии” Анны. В поместье Вронского разыгрывается в сущности заключительный акт трагической судьбы Анны Карениной. Анна, человек сильный и жизнелюбивый, казалась многим и даже хотела самой себе казаться вполне счастливой. В действительности она была глубоко несчастна. Последняя встреча Долли и Анны как бы подводит итог жизни той и другой. Судьбу Долли и судьбу Анны Толстой рисует как два противоположных варианта судьбы русской женщины. Одна смирилась и потому несчастлива, другая, напротив, осмелилась отстаивать свое счастье и тоже несчастлива. В образе Долли Толстой поэтизирует материнское чувство. Ее жизнь — подвиг во имя детей, и в этом смысле это своеобразный укор Анне. За несколько минут до смерти Анна думает: "Все неправда, все ложь, все обман, все зло!..” Поэтому ей и хочется "потушить свечу”, т.е. умереть. "Отчего же не потушить свечу, когда смотреть больше не на что, когда гадко смотреть на все это?” Перед нами новый пример широты и глубины освещения и раскрытия Толстым судьбы своей героини. | |
Категория: Литература | Добавил: Admin (23.07.2011) | |
Просмотров: 2135 | |
Всего комментариев: 0 | |