Трудовое право
Трудовое право регулирует трудовые отношения. В недалеком прошлом они были трудовыми отношениями только рабочих и служащих, поскольку их труд базировался на государственной собственности, которая практически являлась единственной формой собственности. Кооперативно-колхозная собственность, закрепленная Конституцией 1977 г., очень близко примыкала к государственной собственности. Положение существенно изменилось с переходом к рыночным отношениям. Возникли разные формы собственности. Действующая Конституция Российской Федерации признает и закрепляет равным образом частную, государственную, муниципальную и иные формы собственности. Многообразие форм собственности не могло не повлиять и на хозяйствующих субъектов. Предпринимательской деятельностью наряду с государственными и муниципальными унитарными предприятиями занимаются хозяйственные товарищества в форме полного товарищества и товарищества на вере, и хозяйственные общества — акционерные общества, общества с ограниченной или с дополнительной ответственностью. Участники товариществ, акционеры, если они трудятся в этих товариществах и обществах, находятся не только в имущественных, но и в трудовых отношениях. Если имущественные отношения, касающиеся создания уставного и иных фондов, личных вкладов в имущество предприятия, реализации акций, распределения прибыли, имущественной ответственности, регулируются гражданским законодательством, то отношения, основанные на личном труде, — сфера действия трудового законодательства. Фактические трудовые отношения участников товариществ и обществ являются доказательством заключения трудового договора. 1. Предмет трудового права Трудовое право регулирует трудовые отношения как работников государственных и муниципальных предприятий, так и участников хозяйственных товариществ и обществ, основанных на личном труде. К предмету трудового права относятся также трудовые отношения работников с бюджетными учреждениями и некоммерческими организациями[1]. Для трудовых отношений, составляющих предмет трудового права, характерными являются следующие признаки: 1. Трудовые отношения представляют собой отношения по непосредственному применению труда в коллективах предприятий, учреждений и организаций. Труд — это процесс взаимодействия человека с природой, но, действуя на природу, совместно используя средства и предметы труда, осуществляя взаимный обмен своей деятельностью, люди вступают в отношения друг с другом. Поэтому труд осуществляется в рамках определенной общественной формы. Эта общественная форма представляет собой синтез отношений, возникших в процессе производства и распределения. 2. Трудовые отношения характеризуются также тем, что личная волевая деятельность исполнителя работы осуществляется в условиях кооперированного труда с подчинением правилам внутреннего трудового распорядка, действующим на данном предприятии. В отличие от применения труда в рамках трудовых отношений индивидуальная трудовая деятельность осуществляется вне правил внутреннего трудового распорядка. Важная особенность индивидуальной трудовой деятельности состоит в том, что она организуется гражданином самостоятельно и по своему усмотрению. Лица, занимающиеся такой деятельностью, самостоятельно определяют продолжительность своего рабочего времени, выполняемая ими работа производится за рамками трудового коллектива. 3. Трудовое отношение всегда является возмездным отношением. Выполнение работы по трудовому отношению во всех случаях вызывает ответное действие предприятия — выплату вознаграждения за затраченный труд. Специфика этого вознаграждения в отличие от вознаграждения, выплачиваемого за труд вне рамок трудового отношения, состоит в том, что оно производится за живой затраченный труд и его результаты в денежной форме. При индивидуальной трудовой деятельности, которая также носит возмездный характер, оплачивается только результат такой деятельности: выполненные услуги, изготовленные товары и др. Изложенные признаки позволяют отграничивать трудовые отношения от гражданских. Это отграничение имеет важное практическое значение, поскольку в практике хозяйственной деятельности встречаются попытки оформить трудовые отношения как гражданские, а гражданские — в качестве трудовых. Испытывая потребность в высококвалифицированных специалистах, которые уже состоят в трудовых отношениях с другими организациями и не хотят выполнять дополнительную работу по трудовому договору, работодатель заключает со специалистом договор подряда. Однако такой договор, поскольку его реализация связана с выполнением постоянной работы по занимаемой должности, нельзя считать гражданско-правовым договором. Для трудовых отношений в отличие от гражданских характерно выполнение любой работы по определенной специальности, квалификации, должности, которое предполагает вхождение в личный состав организации и обязанность трудиться с подчинением внутреннему трудовому распорядку. Совместный труд в коллективе определяет действие правовых норм, регламентирующих режим рабочего времени и времени отдыха, ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение трудовых обязанностей, т.е. правовых институтов, специфических для трудового права. В отношениях, регулируемых гражданским нравом, отсутствуют оба этих признака. Основное содержание отношений, регулируемых нормами трудового права, — сфера непосредственного применения труда. Для гражданского права характерным является регулирование, как правило, результатов трудовой деятельности. Его объектом является овеществленный труд. Специфика трудовых отношений заключается и в том, что для них характерно сочетание начал равенства и подчинения. Трудовой договор заключается между юридически равными субъектами, однако, вступив в трудовое правоотношение, работник подчиняется распоряжениям администрации. Кооперация труда требует согласованных действий участников трудового процесса. Эту согласованную деятельность обеспечивает администрация организации. В тех случаях, когда заключаются гражданско-правовые договоры, равенство сторон присуще всем стадиям гражданско-правовых отношений[2]. Метод трудового права состоит из следующих специфичных для данной отрасли способов правового регулирования труда : 1. Сочетание централизованного и договорного регулирования: социально-партнерского, коллективно-договорного и индивидуально-договорного. Соотношение централизованного и договорного регулирования все более меняется в сторону усиления договорного, тогда как централизованное устанавливает уровень гарантий трудовых прав, который договорное регулирование снижать не может, но способно увеличить. 2. Договорный характер труда и установления его условий. Трудовой договор порождает трудовое отношение работника с данным работодателем, предприятием, организацией и определяет его условия. Социально-партнерские соглашения на федеральном, отраслевом, республиканском (в составе РФ) и региональном уровнях регулируют отношения между соответствующими социальными партнерами и устанавливают конкретные гарантии для работников, трудовых коллективов и профсоюзов. Коллективный договор вводит локальные нормы, распространяющиеся только на работников данного предприятия, которые так же, как отраслевые и другие социально- партнерские соглашения, повышают гарантии трудовых прав работников и обязательны для администрации (работодателя), если ее представители были участниками переговоров. 3. Равноправие сторон трудовых договоров с подчинением их в процессе труда правилам внутреннего трудового распорядка. В переговорах о заключении коллективных договоров, отраслевых и других социально-партнерских соглашений стороны - их представители - также равноправны. 4. Участие трудящихся через своих представителей, профсоюзы, трудовые коллективы в правовом регулировании труда, т.е. в установлении и применении норм трудового законодательства, в контроле за их соблюдением, в защите трудовых прав. В обсуждении и решении вопросов, касающихся условий труда, участвуют и работодатели. 5. Специфичный для трудового права способ охраны своих трудовых прав, сочетающий, как правило, действия юрисдикционных органов трудового коллектива с судебной защитой, гарантированной Конституцией РФ всем гражданам страны. В санкциях законодательства за трудовые правонарушения все чаще применяется такая мера, как наложение штрафа на должностных лиц и работодателей, который ранее взыскивался лишь за нарушения правил охраны труда. 6. Единство и дифференциация правового регулирования труда. Единство трудового права отражается в его общих конституционных принципах, единых основных трудовых правах и обязанностях работников и работодателей, общих положениях ТК РФ, общих нормативных актах трудового законодательства, распространяющихся на всю территорию России и всех работников, где бы и кем бы они ни работали. Дифференциация правового регулирования труда проводится по следующим устойчивым факторам, которые учитываются законодателем при нормотворчестве: а) вредность и тяжесть условий труда. При этом установлены сокращенное рабочее время, дополнительные отпуска, повышенная оплата труда; б) климатические условия Крайнего Севера и приравненных к нему отдаленных местностей; в) физиологические особенности женского организма, его детородная функция. Учитывается всевозрастающая социальная материнская роль по воспитанию малолетних детей; г) психофизиологические особенности неокрепших организма и характера подростков, необходимость продолжения ими образования без отрыва от производства. Учитываются также инвалидность, пенсионный возраст работника; д) специфика трудовой связи (сезонные, временные работники, государственные служащие); е) особенности труда в данной отрасли, ее значение в народном хозяйстве. Императивная, централизованная норма общеобязательна, а диспозитивная, рекомендательная закрепляет в централизованном порядке или несколько вариантов поведения, или лишь те или иные его основы и дает возможность сторонам трудового отношения самим определить поведение и условия труда с учетом особенностей производства. Положения о дозволенности, получающие все более полное развитие в новейшем российском трудовом законодательстве, касаются свободы действий, инициативы субъектов трудового права - работников, работодателей и других лиц. При этом трудовой коллектив и работодатель воздействуют на поведение работника по-разному: через свои представительные органы, посредством индивидуальных и коллективных соглашений и договоров, принятия совместных решений по некоторым вопросам организации и оплаты труда и т.д. Они широко используют материальные и моральные стимулы к качественной и производительной работе. Это закрепляется в локальных источниках трудового права, а также в индивидуальных договорах и соглашениях о труде. Следовательно, комплекс указанных шести специфических способов правового регулирования является методом трудового права, который меняется сообразно современным требованиям. 2. Механизм правового регулирования общественного труда В случаях если в соответствии с федеральным законом работник привлекается к исполнению государственных или общественных обязанностей в рабочее время, работодатель обязан освобождать работника от работы с сохранением за ним места работы (должности) на время исполнения им указанных обязанностей (ст.170 ТК РФ). При этом денежная компенсация в размере, определенном законом, иным нормативным правовым актом либо решением соответствующего общественного объединения, за время исполнения этих обязанностей выплачивается работнику государственным органом или общественным объединением, которые привлекли работника к исполнению государственных или общественных обязанностей (а не работодателем, как это было предусмотрено ст.111 КЗоТ)[3]. Работники, которым в соответствии со ст. 170-172 ТК предоставляются гарантии и компенсации при выполнении государственных и общественных обязанностей, разделены на четыре группы: - работники, освобожденные от работы вследствие избрания их на выборные должности в государственные органы, органы местного самоуправления; - работники, выбранные в профсоюзные органы без освобождения от исполнения трудовых обязанностей; - работники, ставшие членами комиссий по трудовым спорам; - работники, освобождаемые от работы в соответствии с действующим законодательством для выполнения государственных и общественных обязанностей. Такая классификация работников предопределена сложившейся системой правового регулирования гарантий и компенсаций в зависимости от причин освобождения от выполнения трудовых обязанностей[4]. Статья 170 ТК значительно отличается от аналогичной ст. 111 КЗоТ. Во-первых, в Трудовом кодексе нет перечня тех случаев выполнения государственных или общественных обязанностей, когда работающие в соответствии с федеральными законами выполняют эти обязанности в рабочее время. Во-вторых, ст. 170 ТК называет только одну гарантию для работников, на законных основаниях привлекаемых к выполнению государственных и общественных обязанностей, - сохранение места работы (должности); В-третьих, широк круг нормативных правовых актов, которые следует иметь в виду, выясняя законность привлечения работника к выполнению государственных и общественных обязанностей и суммы полагающихся ему выплат. В соответствии со ст. 24 (п. 12) Федерального закона от 19 сентября 1997 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" члену избирательной комиссии, комиссии референдума с правом решающего голоса, освобожденному на период подготовки и проведения выборов, референдума от основной работы, сохраняется средний заработок по месту основной работы. Материальное обеспечение народных заседателей за время участия в осуществлении правосудия предусмотрено ст. 11 Федерального закона от 17 ноября 1999 г.N 37-ФЗ "О народных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации [5]. За народным заседателем в период исполнения им своих обязанностей по осуществлению правосудия по основному месту работы сохраняются средний заработок, а также гарантии и льготы, предусмотренные законодательством. Время исполнения народным заседателем своих обязанностей по осуществлению правосудия учитывается при исчислении всех видов трудового стажа (п. 4 ст. 11). Арбитражному заседателю пропорционально количеству рабочих дней, в течение которых он участвовал в осуществлении правосудия, соответствующим арбитражным судом субъекта РФ за счет средств федерального бюджета выплачивается вознаграждение в размере 1/4 должностного оклада судьи данного арбитражного суда, но не менее 5-кратного минимального размера оплаты труда, установленного законодательством РФ. Гарантийные и компенсационные выплаты, полагающиеся свидетелям, переводчикам, специалистам, экспертам и понятым в связи с явкой в налоговый орган или работой по его поручению, перечислены в ст. 131 Налогового кодекса. Порядок выплаты и размеры сумм, подлежащие выплате свидетелям, переводчикам, специалистам, экспертам и понятым, привлекаемым для участия в производстве действий по осуществлению налогового контроля, определены в Положении, утв. постановлением Правительства РФ от 16 марта 1999 г. N 298. В нем, в частности, говорится, что за лицами, вызываемыми в налоговый орган в качестве свидетелей, за время их отсутствия в связи с этим на работе сохраняются место работы (должность) и средний заработок по основному месту работы. Переводчики, специалисты и эксперты получают денежное вознаграждение за работу, выполненную ими по поручению налогового органа, если эта работа не входит в круг их служебных обязанностей, по нормам оплаты, утв. Минтрудом России по согласованию с Минфином России. Привлечение указанных лиц осуществляется на договорной основе. B соответствии со ст. 9 Закона РФ "О коллективных договорах и соглашениях" лица, участвующие в переговорах в качестве представителей сторон, а также специалисты, приглашенные для участия в работе комиссии, на время переговоров освобождаются от основной работы с сохранением среднего заработка на срок не более трех месяцев в течение года и включением времени участия в переговорах в трудовой стаж. Все затраты, связанные с участием в переговорах, компенсируются в порядке, предусмотренном законодательством о труде, коллективным договором, соглашением. Оплата труда приглашенных по договоренности сторон экспертов и посредников производится по соглашению с ними органами исполнительной власти и хозяйственного управления, работодателями (их объединениями). Коллективным договором может быть предусмотрено освобождение от работы тех лиц, которые по поручению трудового коллектива защищают его интересы перед работодателем, в судах и иных государственных органах. В подобных случаях в коллективном договоре оговариваются период освобождения от работы, размер и источник гарантийной выплаты. Для выборных профсоюзных работников гарантии, обеспечивающие им возможность наиболее полно осуществлять общественную деятельность, были представлены в Федеральном законе от 12 января 1996 г. N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности". Применительно к членам комиссий по трудовым спорам (КТС) в ст. 171 ТК названа лишь одна гарантия - предоставление свободного от работы времени для участия в работе КТС с сохранением среднего заработка. Об этом же ранее говорилось в ст. 235 КЗоТ. Об исчислении среднего заработка см. ст. 139 ТК. Как следует из ч. 3 ст. 171, увольнение членов КТС по инициативе работодателя производится с учетом мнения выборного профсоюзного органа. В ст. 373 ТК представлен порядок учета мотивированного мнения выборного профсоюзного органа. Гарантии выборным работникам, занятым в государственных органах и в органах местного самоуправления, в Трудовом кодексе не называются. Их можно найти в первую очередь в федеральных законах, определяющих статус депутатов государственных органов различных уровней. Так, в Федеральном законе "О статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (он действует в ред. Федерального закона от 5 июля 1999 г. N 133-ФЗ) есть ст. 25 "Гарантии трудовых прав члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы", ст. 26 "Права депутата Государственной Думы в случае роспуска Государственной Думы" и др., в которых подробно освещены гарантии и компенсации, полагающиеся членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы и их помощникам. Условия осуществления лицом, избранным в законодательный (представительный) орган государственной власти субъектов РФ, депутатской деятельности (на профессиональной постоянной основе, на профессиональной основе в определенный период, без отрыва от основной деятельности), в том числе полагающиеся им гарантии и компенсации, устанавливаются конституцией (уставом) и (или) законом субъекта РФ[6]. В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28 августа 1995 г. N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" с последующими изменениями и дополнениями статус и социальные гарантии депутатов, членов других выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, основания и порядок прекращения их полномочий, гарантии прав должностных лиц местного самоуправления определяются в Уставе муниципального образования. Устав принимается представительным органом местного самоуправления или населением непосредственно[7]. 3. Трудовое право и рынок труда Основополагающими положениями, регулирующими отношения граждан в сфере занятости, являются статья 37 Конституции РФ и основанные на ней законодательные акты: ТК РФ, Закон РФ "О занятости населения в РФ", Закон РФ "О коллективных договорах и соглашениях", а также ряд других законов. Так в ст.37 Конституции РФ содержится: 1. Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. 2. Принудительный труд запрещен. 3. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы. 4. Признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку. 5. Каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск. Отсюда видно, что среди прав, гарантируемых Конституцией, нет действовавшего в СССР права на труд, т.е. гарантированного права на занятость. Какие же гарантии в области занятости предоставляет гражданам российское законодательство, чего конкретно они вправе требовать от органов государственной власти, обращаясь при необходимости за защитой своих прав в суд? Ответ на этот вопрос дают положения Закона о занятости. Закон предусматривает систему гарантий государства его гражданам в области занятости и социальной поддержки безработных. Приведем эти гарантии. Так, согласно п.1 ст.12 Закона, государство гарантирует гражданам: - свободу выбора рода деятельности, в том числе работы с разными режимами труда; - охрану труда, правовую защиту от необоснованного увольнения или необоснованного отказа в приеме на работу в соответствии с законодательством РФ; - бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве при посредничестве органов службы занятости. Что же касается безработных граждан, то для них в п.2 ст.12 приводятся особые гарантии. При этом следует иметь в виду, что здесь речь идет о тех гражданах, которые зарегистрированы в органе службы занятости в качестве безработных. Согласно п.2 ст.12, государство гарантирует безработным гражданам: - бесплатные профессиональную ориентацию, профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации по направлению органов службы занятости; - обеспечение социальной поддержки; - компенсацию в соответствии с законодательством РФ материальных затрат в связи с направлением на работу (обучение) в другую местность по предложению органов службы занятости; - бесплатное медицинское обслуживание и медицинское освидетельствование при приеме на работу и направлении на обучение; - возможность заключения срочных трудовых договоров (контрактов) на участие в оплачиваемых общественных работах, организуемых с учетом возрастных и иных особенностей граждан. Статьей 13 Закона предусмотрены дополнительные гарантии занятости для отдельных категорий населения. 1.Государство обеспечивает дополнительные гарантии гражданам, особо нуждающимся в социальной защите и испытывающим трудности в поиске работы, путем: разработки и реализации целевых программ содействия занятости, создания дополнительных рабочих мест и специализированных организаций (включая организации для труда инвалидов), установления квоты для приема на работу инвалидов, предоставления услуг по профессиональной ориентации, а также путем организации обучения по специальным программам и другими мерами. 2. Квота для приема на работу инвалидов устанавливается в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в РФ". Механизм введения квоты определяется Правительством РФ. 3. Жены (мужья) военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, при прочих равных условиях имеют преимущественное право поступления на работу на государственные и муниципальные предприятия. Гарантии социальной поддержки безработных приводятся в ст.28 Закона. 1. Государство гарантирует безработным: - выплату пособия по безработице, в том числе в период временной нетрудоспособности безработного; - выплату стипендии в период профессиональной подготовки, повышения квалификации, переподготовки по направлению органов службы занятости, в том числе в период временной нетрудоспособности; - возможность участия в оплачиваемых общественных работах; - возмещение затрат в связи с добровольным переездом в другую местность для трудоустройства по предложению органов службы занятости. Время, в течение которого гражданин в установленном законом порядке получает пособие по безработице, стипендию, принимает участие в оплачиваемых общественных работах, время, необходимое для переезда по направлению органов службы занятости в другую местность и трудоустройства, а также период временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, призыва на военные сборы, привлечения к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе, с исполнением государственных обязанностей, не прерывает трудового стажа и засчитывается в общий трудовой стаж. В условиях формирования рынка труда становится правилом установление размера оплаты труда на основе договорного регулирования (коллективного и индивидуального), что создает эффект полной свободы основных партнеров на рынке труда и невмешательства государства в регулирование заработной платы (кроме нормирования оплаты труда работников, занятых в бюджетной сфере). Такое положение, казалось бы, дает повод сделать концептуально важный вывод: рынок труда и принцип равной оплаты за равный труд - явления, взаимоисключающие друг друга. Однако право на равное вознаграждение за труд равной ценности без какого бы то ни было различия последовательно закрепляется в международных актах (во Всеобщей декларации прав человека, Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах) и в нормах российского законодательства. Что же включается в содержание данного права? Прежде всего это запрещение дискриминации в оплате труда. Первоначально основанием для дискриминации в оплате труда, запрещенной международной конвенцией, стал признак пола. Конвенция N 100 "Относительно равного вознаграждения мужчин и женщин за труд равной ценности" (1951 г.), ратифицированная СССР 4 апреля 1956 г., распространяет принцип равного вознаграждения мужчин и женщин за труд равной ценности как на основную заработную плату, так и на всякие иные вознаграждения, предоставляемые прямо или косвенно в деньгах или в натуре предпринимателем трудящемуся в силу выполнения последним какой-либо работы. Она определяет равное вознаграждение за труд равной ценности как вознаграждение, определяемое без дискриминации по признакам пола. Затем перечень оснований, по которым запрещается дискриминация в оплате труда, существенно был расширен. СССР ратифицировал Конвенцию N 111 "Дискриминация в области труда и занятий" (1958 г.), в которой дискриминация определяется как "всякое различие, недопущение или предпочтение, проводимое по признаку расы, цвета кожи, пола, религии, политических убеждений, иностранного происхождения, социального происхождения (или по любой другой причине, оговоренной государством) и приводящее к уничтожению или нарушению равенства возможностей доступа к труду и к различным занятиям, а также к профессиональному обучению". Указанные основания дискриминации признаются недопустимыми не только при решении проблем "доступа к труду", но и для реализации других прав человека в сфере труда, включая право на равное вознаграждение за равный труд. Заключение Содержание ТК РФ не охватывает полного перечня оснований дискриминации, указанного в Конвенции N 111. В связи с этим возникает вопрос о правомерности установления различной оплаты за труд равной ценности, например, работнику, придерживающемуся демократических убеждений, по сравнению с работником с другими политическими взглядами либо имеющим иное социальное происхождение. На практике к числу оснований понижения оплаты труда иногда относят предстоящее сокращение численности или штата работников: администрация "замораживает" размеры должностных окладов работников, занимающих должности, которые подлежат сокращению, повышая оклады (ставки) по другим аналогичным должностям, не подлежащим сокращению. Судебная практика признает подобные действия работодателя противоречащими Конституции РФ и законодательству о труде. Оплата по труду предполагает также, что каждый работающий имеет право на справедливое и удовлетворительное вознаграждение, обеспечивающее достойное человека существование для него самого и его семьи и дополняемое при необходимости другими средствами социального обеспечения[8]. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 г., ратифицированный Президиумом Верховного Совета СССР 18 сентября 1973 г. предусматривает, что участвующие в Пакте государства признают право каждого на вознаграждение, обеспечивающее как минимум всем трудящимся: справедливую зарплату и равное вознаграждение за труд равной ценности без какого бы то ни было различия; удовлетворительное существование для них самих и их семей в соответствии с постановлениями настоящего Пакта (ст. 7). Участвующие в Пакте государства признают право каждого человека на достаточный жизненный уровень для него и его семьи, включающий достаточное питание, одежду и жилище, и на непрерывное улучшение условий жизни (ст. 11). Конституция Российской Федерации провозглашает, что Россия - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда[9]. Другими словами, государство придает минимальному размеру оплаты труда значение социального стандарта, функция которого состоит в том, чтобы обеспечить в соответствии с обязательствами, взятыми на себя по Международному пакту об экономических, социальных и культурных правах, реализацию каждым работником права на достаточный жизненный уровень. [1] Основы права // под ред В.В. Лазарева – М.: Юрист, 2001, стр.138
| |
Категория: Экономика | Добавил: Admin (19.07.2011) | |
Просмотров: 2346 | |
Всего комментариев: 0 | |