• Открыта тема на форуме - Трансляция видео с веб камер Хабаровска
  • Добавлена в библиотеку новая тема - Французская буржуазная революция
  • Добавлена новая игра - Веселая ферма. Печем пиццу
  • Добавлена веб камера набережная Хабаровска
Место для вашей рекламы.

Банковский менеджмент


Банковский менеджмент 1. Функция подготовки управленческих решений и их исполнения Принятие решений – составная часть любой управленческой функции. Необходимость принятия решения пронизывает все, что делает управляющий, формируя цели и добиваясь их достижения. Эффективное принятие решений необходимо для выполнения управленческих функций. Банковский менеджмент – научная система управления банковским делом и персоналом, занятым в банковской сфере. Он базируется на научных методах управления, конкретизированных практикой ведения банковского дела. Банк представляет собой прежде всего общественный институт, в котором сосредоточены денежные вклады множества кредиторов (юридических и физических лиц), поэтому банковский бизнес ориентируется не только на получение прибыли, но и на обеспечение сохранности взятых взаймы денежных средств, т.е. на надежность и доверие кредиторов. Менеджмент банка характеризуется эффективностью организации и руководства банком в постоянно изменяющихся условиях, является важнейшим инструментом устойчивости банка, его неуязвимости при любых внешних потрясениях. Содержание банковского менеджмента, как и любого другого, составляют: планирование, анализ, регулирование, контроль. Первая составляющая банковского менеджмента - общее планирование. Общее планирование позволяет заглянуть в будущее банка, предусмотреть цели, сферу, масштабы и результаты его деятельности в соизмерении с источниками и затратами. Процесс планирования включает составление перспективных и текущих планов – прогнозов. Результатом планирования может являться разработка «бизнес – плана» (сводного плана развития банка), а так же оперативных планов по отдельным направлениям деятельности (кредитная, инвестиционная, депозитная, процентная, кадровая политика и т.д.). Вторая составляющая банковского менеджмента – анализ. Анализ направлен на оценку деятельности банка в целом и по отдельным его направлениям на основе сравнения фактически достигнутых результатов с прогнозными, с результатами истекших периодов и с результатами других банков. Основу сводной аналитической работы банка составляет анализ данных баланса, проводимый в определенном ракурсе. Главными направлениями анализа являются: · оценка динамики объемных показателей деятельности банка; · оценка ресурсной базы; · оценка состояния активов банка. Третья составляющая процесса банковского менеджмента – регулирование. Регулирование в системе банковского менеджмента имеет определенные особенности, обусловленные наличием достаточно жесткого государственного надзора за деятельностью коммерческих банков. Государственное регулирование предусматривает ряд принципиальных требований (в частности): · к лицензированию банков, · ограничению сфер их деятельности, · достаточности капитала, · ликвидности, · формированию обязательных резервов. Регулирование можно подразделить на внешнее и внутреннее. В свою очередь, система внутрибанковского регулирования включает и самостоятельные направления: · совершенствование организационной структуры банка; · разработка новых и совершенствование действующих инструктивных и методических материалов; · корректировка целей, приоритетов и методов осуществления банковской политики, исходя из реально складывающейся ситуации; · принятие конкретных мер по ограничению объемов рисков по отдельным направлениям деятельности банка или по созданию дополнительной системы гарантии для защиты от рисков; · определение мер по совершенствованию кадровой политики, системы обучения персонала, организации внутрибанковского контроля; Четвертая составляющая процесса банковского менеджмента – контроль. Контроль, как и регулирование в банковской деятельности подразделяется на внешний и внутренний. Внешний контроль осуществляется ЦБ РФ, внешним аудитором, наблюдательным советом. Внутрибанковский контроль взаимосвязан с внешним контролем и состоит в проверке соблюдения законодательных актов ЦБ РФ, внутрибанковских инструкций и правил, предписаний внешних контролирующих органов. Стратегическое управление предполагает выбор стратегии и разработку плана мероприятий по ее реализации. Структура стратегического управления может быть представлена следующими тремя основными элементами, включающими стратегический анализ, стратегический выбор и стратегическое внедрение. 1. Стратегический анализ заключается в определении стратегической позиции банка. Например, определяется, какие изменения могут произойти в банковской системе, и как это повлияет на банк и его деятельность? достаточно ли сильна ресурсная база, чтобы выдержать эти изменения? Таким образом, целью стратегического анализа является определение основных факторов, влияющих на настоящее и будущее благосостояние банка и, следовательно, на выбор стратегии. 2. Стратегический подход. В его основе лежит стратегический анализ. Он позволяет представить стратегическое управление с точки зрения трех его составляющих: · выработки стратегических альтернатив; · оценки стратегических альтернатив; · определения стратегического выбора, который в наибольшей степени способствует усилению позиций банка. 3. Внедрение стратегии означает воплощение ее в жизнь. Внедрение стратегии включает планирование ресурсного обеспечения, на основании которого проверяется логистика этого внедрения. Например. Какие важные задачи необходимо решить? Что необходимо изменить в ресурсной базе? Когда и кто будет нести ответственность? Возможно, будет необходимо внести изменения в организационную структуру вместе с процессами и процедурами, претворяющими в жизнь стратегическое управление банком. За что будут отвечать различные подразделения и функциональные службы? Какая информация необходима для осуществления контроля над деятельностью банка? Нужно ли проводить переподготовку кадров? Высшим органом управления банка является общее собрание его акционеров (участников). В обязательном порядке требуется проведение годового общего собрания акционеров (участников), на котором рассматриваются вопросы об избрании совета директоров (наблюдательного совета), ревизионной комиссии банка, утверждении аудитора банка, рассматриваются представляемый советом директоров (наблюдательным советом) Годовой отчет банка, бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках, принимается решение о распределении прибыли банка. К компетенции общего собрания акционеров (участников) банка также относятся вопросы внесения изменений и дополнений в учредительные документы, увеличения и уменьшения уставного капитала, реорганизации, ликвидации банка, образования его исполнительного органа, другие предусмотренные законодательством и уставом банка вопросы. В целях обеспечения выполнения решений общих собраний акционеров (участников) решения вопросов общего руководства деятельностью банка общее собрание акционеров (участников) избирает совет директоров (наблюдательный совет) банка. Этот орган, в состав которого входят представители акционеров (участников) банка, определяет приоритетные направления деятельности банка, обеспечивает подготовку материалов и созыв общих собраний акционеров (участников) банка, утверждает внутренние документы банка, определяющие порядок деятельности его органов управления, принимает решения об открытии филиалов и представительств банка, участии банка в других организациях, рассматривает другие вопросы, отнесенные к его компетенции уставом банка. Работу совета директоров (наблюдательного совета) организует его председатель, избираемый из числа членов совета директоров (наблюдательного совета) в порядке, установленном уставом банка. Основные функции совета директоров - это выработка стратегии и политики банка, подбор квалифицированных руководителей высшего звена банка, обеспечение контроля за деятельностью банка, защита интересов акционеров (участников) банка. Текущей деятельностью банка руководит либо единоличный исполнительный орган (директор, генеральный директор), либо единоличный и коллегиальный исполнительный орган (правление банка, дирекция). В последнем случае директор банка осуществляет также функции председателя правления банка. К компетенции исполнительного органа относятся все вопросы руководства текущей деятельностью банка (кроме тех, которые по Уставу решает общее собрание). 2. Особенности контроля за исполнением управленческих решений в кредитных организациях Управленческий контроль реализуется посредством ежемесячной проверки документации подразделений банка и проведения рабочих заседаний. Указанная ежемесячная проверка документации показывает, насколько деятельность подразделения или функциональной службы банка соответствует принятому плану. В частности, она реализует функцию мониторинга программ, направленных на осуществление определенных изменений, планов мероприятий в рамках целевых программ, и контроля достижения показателей эффективности деятельности. Ежемесячные заседания позволяют руководителям среднего звена, в случае каких-либо отклонений от плана, представить высшему руководству соответствующие объяснения, а также спрогнозировать возможные последствия и внести корректировки. Руководство текущей деятельностью банка осуществляют его исполнительные органы - единоличный (президент, председатель правления или генеральный директор) или коллегиальный (правление, дирекция). Порядок их формирования определяется уставом банка. К компетенции исполнительных органов относятся все вопросы управления текущей деятельностью банка, за исключением вопросов, отнесенных к исключительной компетенции общего собрания акционеров (участников) и совета директоров (наблюдательного совета) банка. Исполнительный орган банка организует выполнение решений общего собрания акционеров (участников) и совета директоров (наблюдательного совета) банка. Единоличный исполнительный орган без доверенности действует от имени, банка, в том числе представляет его интересы, совершает сделки от имени банка, утверждает штаты, издает приказы и дает указания, обязательные для исполнения всеми работниками банка. Права и обязанности единоличного исполнительного органа определяются законодательством и договором, заключаемым с ним от имени банка председателем совета директоров (наблюдательного совета) или лицом, уполномоченным на это советом директоров (наблюдательным советом). Коллегиальный исполнительный орган банка действует на основании устава, а также утверждаемого советом директоров (наблюдательным советом) банка внутреннего документа (положения или регламента), в котором устанавливаются сроки и порядок созыва этого исполнительного органа, проведения его заседания, а также порядок принятия им решений. Работой коллегиального исполнительного органа банка руководит лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа (председатель правления). В состав правления обычно входят заместители председателя правления, в функции которых входит организация работы банка на определенных направлениях его деятельности, а также руководители ключевых подразделений банка. Для контроля за хозяйственно-финансовой деятельностью банка на общем собрании акционеров избирают ревизионную комиссию или ревизора. Ревизионная комиссия проверяет результаты деятельности банка за год и за другое время как по собственной инициативе, так и по решению общего собрания акционеров, правления банка. Общее собрание акционеров банка утверждает аудитора банка и размеры оплаты его услуг. В каждом коммерческом банке независимо от его размера должен быть отдел внутреннего, внутрибанковского аудита, который выполняет контрольно-аналитические функции. Надзор и контроль за деятельностью коммерческих банков осуществляет Центральный банк Российской Федерации. Постоянный надзор за деятельностью коммерческих банков со стороны Банка России осуществляется через систему экономических нормативов и других пруденциальных норм, которые должны соблюдать банки. Нарушение нормативов может привести к отзыву ЦБ РФ ранее выданной лицензии. Наряду с государственным независимый контроль за деятельностью банков проводят аудиторские фирмы. Проверка и оценка качества управления кредитной организацией имеют большое значение для определения надежности ее деятельности. Критерием оценки качества управления являются прежде всего достигнутые результаты деятельности. Если банк имеет хорошие финансовые результаты, то можно говорить о достаточном уровне управления. В случае если банк имеет небольшой капитал, незначительный кредитный портфель, убытки, то это уже свидетельствует о неудовлетворительном качестве управления. Неудовлетворительное качество управления может быть вызвано ошибками в учете, его значительным искажением и мошенничеством. Качество управления аудит оценивает не только и не столько на основе беседы с руководством банка, а путем глубокого изучения ряда вопросов. Оценка качества управления включает также оценку организационной структуры банка, роли совета директоров банка и отделов внутреннего аудита и анализа. Банковская система в настоящее время является наиболее регулируемой. От регулирования деятельности коммерческих банков со стороны государства совершен переход к регулированию со стороны Банка России. 3. Задача Задание: Изобразить в виде схем управленческие структуры коммерческого банка. Ответ: Высшим органом управления банком является общее собрание акционеров или участников. Оно созывается ежегодно для решения следующих вопросов: изменение Устава банка, его уставного капитала; утверждение итогов годовой деятельности, распределение доходов; избрание Совета банка и др. Совет директоров (наблюдательный совет) осуществляет общее руководство деятельностью банка, выполняет поручения Совета банка и собрания акционеров, несет ответственность за результаты работы банка. Совет директоров определяет приоритетные направления в деятельности банка, его кредитную, инвестиционную, валютную политику. Текущей деятельностью банка руководит либо единоличный исполнительный орган (директор, генеральный директор), либо единоличный и коллегиальный исполнительный орган (правление банка, дирекция). Типовая схема управления коммерческим банком представлена на рис.1. Рис.1. Типовая схема управления коммерческим банком Система управления банком определяет, с одной стороны, каким образом происходит передача управленческих распоряжений от вышестоящих уровней иерархии банка к нижестоящим, а с другой стороны, как распределяются полномочия между структурными подразделениями на каждом уровне иерархии банка. Существует три основных подхода к построению организационной структуры коммерческого банка. Линейная структура управления (рис. 2) основывается на принципе единоначалия. Каждый элемент структуры может получать управленческие распоряжения только от одного - вышестоящего по отношению к нему органа и соответственно может отдавать распоряжения только определенным нижестоящим по отношению к нему подразделениям. Рис.2. Линейная организационная структура коммерческого банка Штабная структура управления (рис. 3) предусматривает разделение на верхних уровнях иерархии управленческих функций между несколькими субъектами управления (штабами), например между заместителями председателя правления или вице-президентами. При этом каждый из них может отдавать распоряжения напрямую любому нижестоящему подразделению, и соответственно эти подразделения отчитываются о выполнении полученных распоряжений перед тем руководителем, от которого они получили это распоряжение. Рис. 3. Штабная организационная структура коммерческого банка Линейно-штабная структура управления (рис. 4) предполагает одновременное наличие линейных руководителей, обладающих полномочиями отдавать распоряжения нижестоящим звеньям иерархии, и специализированных штабов, которые выполняют в основном консультативные функции, помогая линейным руководителям принимать управленческие решения и обеспечивать эффективную реализацию принимаемых решений. В некоторых случаях штабы могут давать распоряжения другим подразделениям, однако строго в рамках своей ограниченной компетенции. Рис. 4. Линейно-штабная структура коммерческого банка Библиографический список 1. Банковское дело: стратегическое руководство. 2-е изд. – М.: Изд-во «Консалтбанкир», 2001. – 432 с. 2. Денежное обращение и банки: Учеб.пособие / Под ред. Г.Н. Белоглазовой, Г.В. Толоконцевой. – М.: Финансы и статистика, 2000. – 272 с. 3. Финансы, деньги, кредит: Учебник / Под ред. О.В. Соколовой. – М.: Юристъ, 2000. – 784с. 4. Федеральный закон от 3 февраля 1996 г. N 17-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О банках и банковской деятельности в РСФСР" (с изменениями от 31 июля 1998 г., 5, 8 июля 1999 г., 19 июня, 7 августа 2001 г., 21 марта 2002 г.) 5. Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» (с изменениями от 1 июля 1998 г., 5, 8 июля 1999 г., 19 июня, 7 августа 2001 г., 21 марта 2002 г.)


Категория: Менеджмент | Добавил: Admin (24.07.2011)
Просмотров: 1919 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Реклама
Место для вашей рекламы.
Возможно вам будет интерестно также информация ниже:
Реклама
Вход на сайт
Категории раздела
  • Игрушки
  • Библиотека
  • Статистика

Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Реклама