• Открыта тема на форуме - Трансляция видео с веб камер Хабаровска
  • Добавлена в библиотеку новая тема - Разновидности минеральных удобрений
  • Добавлена новая игра - Веселая ферма 3
  • Добавлена веб камера набережная Хабаровска
Место для вашей рекламы.

Формирование гражданского общества в России


Формирование гражданского общества в России Введение
Правовое государство - это государство, обслуживающее потребности гражданского общества и правовой экономики, назначение которого - обеспечить свободу и благосостояние. Оно подконтрольно гражданскому обществу и строится на фактическом соотношении общественного спроса и предложения, ответственно за правопорядок, который гарантирует человеку свободу и безопасность, ибо духовным фундаментом его является признание прав человека и свобод человека. Правовое государство - это демократическое государство, где обеспечивается господство права, верховенство закона, равенство всех перед законом и независимым судом, где признаются и гарантируются права и свободы человека и где в основу организации государственной власти положен принцип разделения законодательной, исполнительной и судебной властей. Это демократическое государство, в котором обеспечиваются права и свободы, участие народа в осуществлении власти (непосредственно или через представителей). Это предполагает высокий уровень правовой и политическое культуры, развитое гражданское общество, наличие в обществе такого правового режима, при котором во взаимоотношениях граждан и государства господствует право и закон, а не произвол и насилие. В правовом государстве обеспечивается возможность в рамках закона отстаивать и пропагандировать свои взгляды и убеждения, что находит свое выражение, в формировании и функционировании политических партий, общественных объединений, в политическом плюрализме, в свободе прессы и т. п. Цель работы – рассмотреть формирование гражданского общества в России. 1. Сущность и условия формирования гражданского общества
Правовому государству присущи следующие признаки: 1. Принцип приоритета права. Приоритет права означает: а) рас­смотрение всех вопросов общественной и государственной жизни с позиций права, закона; б) соединение общечело­веческих нравственно-правовых ценностей (разумность, справедливость) и формально-регулятивных ценностей права (нормативность, равенство всех перед законом) с организационно-территориальным делением общества и легитимной публичной властной силой; в) необходи­мость идеологически-правового обоснования любых ре­шений государственных и общественных органов; г) на­личие в государстве необходимых для выражения и дей­ствия права форм и процедур (конституции и законов, системы материальных и процессуальных гаран­тий и т.д.). 2. Принцип правовой защищенности человека и граж­данина. Названный принцип лежит в основе всех взаимосвязей гражданина как с государством и его органами, так и с другими общественными образованиями, другими гражданами в рамках правовых отношений по поводу самых различ­ных объектов. Непреходящий характер указанного принципа обу­словлен естественным происхождением права, возник­шего, по существу, из стремления человека сохранить, защитить свои жизнь, свободу, здоровье и т.д. Абсолютность (тотальность) этого принципа состоит в том, что все взаимоотношения индивида с государст­вом (его органами, должностными лицами) должны строиться только на правовой основе. Если они выходят за пределы действия права, со стороны государства это может обернуться произволом, внеправовым насилием, игнорированием нужд человека. Принцип правовой защищенности в содержательном плане имеет специфические правовые признаки. Это 1) равенство сторон и взаимная ответственность госу­дарства и гражданина; 2) особые тип правового регули­рования и форма правоотношений; 3) стабильный пра­вовой статус гражданина и система юридических гаран­тий его осуществления. 1) Нормальные правовые отношения предполагают равенство и взаимную ответственность их сторон. Государство, вступая во взаимоотношения с мно­жеством различных общественных образований и со всеми гражданами, уже поэтому обладает огромным объемом прав и обязанностей. Кроме того, государство как совокупный представитель народа имеет ряд особых правомочий, которых не может быть у отдельного гражданина (издавать общеобязательные нормы, взи­мать налоги и т. д.). И все же оснований для утвержде­ния, что государство располагает большими правами, чем гражданин, не существует. В конкретных правоот­ношениях у них равные права и соответствующие им обязанности. Причем в правовом государстве должен быть отработан и механизм взаимной ответственности за нарушение прав, невыполнение обязанностей. 2) Поскольку резюмируется, что правовое государ­ство и гражданин — равноправные участники правоотно­шений, основной формой их взаимосвязей выступает договор (о приеме на работу, займа, купли-продажи, найма жилого помещения и т.д.). Договором высшей формы является конституция, если она принята в ре­зультате всенародного голосования (референдума). В ней определяются те особые права, которые передаются государству и не могут принадлежать отдельному граж­данину, и те естественные права, которые составляют содержание частной жизни граждан и неприкосновенны для всего государства. 3) Устойчивый, стабильный правовой статус гражда­нина (система его прав и обязанностей) и четкий, бесперебойно работающий юридический механизм его обеспечения позволяют человеку смело смотреть вперед, не бояться, что его права могут быть в любой момент нарушены. 3. Принцип единства права и закона. В правовом государстве любой нормативно-правовой акт должен не только по форме и наименованию, но и по смыслу и содержанию быть правовым. Это означает, что он дол­жен отражать естественно-правовые начала, соответст­вовать международно-правовым нормам о правах чело­века и гражданина, быть принятым легитимным орга­ном государственной власти, законно избранным или назначенным. И, наконец, при его издании должен быть использован весь комплекс правовых средств и приемов, выработанных мировой практикой. Это логически выверенные и соизмеримые с гуманистическими принципа­ми правовые конструкции и понятия, адекватные норме процессуальные формы, адресные типы и способы правового регулирования, последовательные демократичес­кие процедуры принятия законов и др. 4. Принцип правового разграничения деятельности различных ветвей государственной власти. Власть в го­сударстве может олицетворять один человек (монарх, диктатор), она может принадле­жать группе лиц (хунте, верхушке партийно-политичес­кой бюрократии). В данном случае для властвующих неважно, каким путем она им досталась (революция, гражданская война, переворот, по наследству и т. п.). Но для правового государства характерным является демо­кратический способ приобретения власти, наделение ею только в соответствии с правом, законом. Традиционная концепция разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную примени­тельно к современным государствам должна пониматься не как дележ власти, а как создание системы сдержек и противовесов, способствующих беспрепятственному осуществлению всеми ветвями власти своих функций. Законодательная власть (верховная), избранная всена­родно, отражает суверенитет государства. Исполнитель­ная власть (производная от законодательной), назначае­мая представительным органом власти, занимается реа­лизацией законов и оперативно-хозяйственной деятель­ностью. Судебная власть выступает гарантом восстанов­ления нарушенных прав, справедливого наказания ви­новных. В Англии, США и других странах судебная власть явилась источником и стержнем формирования всей правовой системы. В России начало реальному разделению властей положила судебная реформа 1864 г. Наряду с изложенными правовому государству при­сущи и принципы верховенства закона — высшего нормативно-правового акта, конституционно-правового контро­ля, политического плюрализма и др. Гражданское общество — это общество с развитыми экономическими, политическими, правовыми, культурными отношениями между его членами, независимое от государства, но взаимодействую­щее с ним; это союз индивидов, обладающих развитой, целостной, активной личностью, высокими человеческими качествами (свобо­ды, права, долга, морали, собственности и др.). Признаками (особенностями) гражданского общества являются: высокое сознание людей; высокая материальная обеспеченность их на основе владения ими собственностью; широкие связи между членами общества; наличие государственной власти, подконтрольной, преодолев­шей отчуждение от общества власти, где ее носители — всего лишь наемные работники, обладающие соответствующей компетент­ностью, мастерством, способностью решать проблемы общества; децентрализация власти; передача части власти органам самоуправления; согласование позиций вместо конфликтов; развитое чувство коллективности (но не стадной), обеспеченное сознанием принадлежности к общей культуре, нации; личность гражданского общества — это человек, ориентирован­ный на созидание, духовность. Некоторые авторы к признакам гражданского общества относят следующие: Гражданское общество — это сообщество свободных индивидов. В экономическом плане сказанное означает, что каждый индивид является собственником. Он ре­ально обладает теми средствами, которые необходимы человеку для его нормального существования. Он сво­боден в выборе форм собственности, определении про­фессии и вида труда, распоряжении результатами своего труда. В социальном плане принадлежность индивида к определенной социальной общности (семья, клан, класс, нация) не является абсолютной. Он может существовать самостоятельно, имеет право на достаточно автономную самоорганизацию для удовлетворения своих потребнос­тей и интересов. Политический аспект свободы индиви­да как гражданина заключается в его независимости от государства, т. е. в возможности, например, быть членом политической партии или объединения, выступающих с критикой существующей государственной власти, вправе участвовать или не участвовать в выборах орга­нов государственной власти и местного самоуправления. Обеспеченной свобода считается тогда, когда индивид через определенные механизмы (суд и т.д.) может огра­ничивать своеволие государственных или иных струк­тур в отношении себя. Гражданское общество суть открытое социальное об­разование. В нем обеспечиваются свобода слова, вклю­чая свободу критики, гласность, доступ к различного рода информации, право свободного въезда и выезда, широкий и постоянный обмен информационными, обра­зовательными технологиями с другими странами, куль­турное и научное сотрудничество с зарубежными государ­ственными и общественными организациями, содействие деятельности международных и иностранных объедине­ний в соответствии с принципами и нормами междуна­родного права. Оно привержено общегуманистическим принципам и открыто для взаимодействия с аналогич­ными образованиями в планетарном масштабе. Гражданское общество есть сложноструктурирован­ная плюралистическая система. Разумеется, любой со­циальный организм обладает определенным набором си­стемных качеств, но для гражданского общества харак­терны их полнота, устойчивость и воспроизводимость. Наличие многообразных общественных форм и институ­тов (профсоюзы, партии, объединения предпринимате­лей, общества потребителей, клубы и т. п.) позволяет выразить и реализовать самые разнообразные потребности и интересы индивидов, раскрыть всю оригинальность человеческого существа. Плюрализм как черта, характеризующая структуру и функционирование обществен­ной системы, проявляется во всех ее сферах: в экономи­ческой — это многообразие форм собственности (част­ной, акционерной, кооперативной, общественной и госу­дарственной); в социальной и политической—наличие широкой и развитой сети общественных образований, в которых индивид может проявить и защитить себя; в духовной — обеспечение мировоззренческой свободы, исключение дискриминации по идеологическим моти­вам, терпимое отношение к различным религиям, про­тивоположным взглядам. Гражданское общество — это саморазвивающаяся и само­управляемая система. Индивиды, объединяясь в различ­ные организации, устанавливая между собой разнооб­разные отношения, реализуя свои порой противополож­ные интересы, тем самым обеспечивают гармоническое, целенаправленное развитие общества без вмешательства государства как политической властной силы. Граждан­ское общество имеет свои внутренние источники само­развития, независимые от государства. Более того, бла­годаря этому оно способно ограничивать властную дея­тельность государства. Одной из важных характеристик динамики общества является гражданская инициатива как осознанная и активная деятельность во благо обще­ства. В сочетании с такими нравственными категориями, как гражданский долг, гражданская совесть, она служит надежным средством дальнейшего поступатель­ного развития гражданского общества. Гражданское общество — правовое демократическое общество, где связующим фактором выступают призна­ние, обеспечение и защита естественных и приобретен­ных прав человека и гражданина. Идеям гражданского общества о разумности и справедливости власти, о сво­боде и благополучии личности соответствуют идеи при­оритета права, единства права и закона, правового раз­граничения деятельности различных ветвей государст­венной власти. Гражданское общество на пути к право­вому развивается вместе с государством. Правовое госу­дарство можно считать результатом развития граждан­ского общества и условием его дальнейшего совершен­ствования. Правовое государство не противостоит гражданскому обществу, а создает для его нормального функционирования и развития наиболее благоприятные условия. В таком взаимодействии содержатся гарантия разрешения возникающих противоречий правовым ци­вилизованным путем, гарантия исключения социальных катаклизмов, гарантия ненасильственного поступатель­ного развития общества. Гражданское общество — это свободное демократическое правовое общество, ориен­тированное на конкретного человека, создающее атмо­сферу уважения к правовым традициям и законам, общегуманистическим идеалам, обеспечивающее сво­боду творческой и предпринимательской деятельности, создающее возможность достижения благополучия и реализации, прав человека и гражданина, органично вырабатывающее механизмы ограничения и контроля за деятельностью государства.
Проблемы формирования гражданского общества в нашей стране
2.1. Гражданское общество в Советском Союзе
Гражданское общество - это устойчивая система социальных отношений и определяющих их общественных интересов, отражающих эти интересы идей и реализующих их организаций, возникающая на определенном, исторически обусловленном этапе развития социума и инкорпорированных в нем индивидов. Западная общественная мысль связывает становление гражданского общества с формированием свободного рынка, обеспечивающего экономическую независимость всех субъектов социума и их гражданскую суверенность в обществе, освобождающемся от феодально-тоталитарных запретов и ограничений. Но возможна и модель, основанная на признании ведущей роли духовных факторов возвышения человеческой личности и становления социальных отношений, обеспечивающих свободу индивидуума. По мнению большинства исследователей развитого, полноценного гражданского общества, гарантирующего суверенитет личности и целостность справедливо устроенного социума, нет ни в одной из стран. В СССР предпринималась попытка создания такого общества, но она была сорвана необходимостью создания мобилизационной экономики, отражения внешней угрозы и, как следствие, сохранением господствовавших в дореволюционной России авторитарно-бюрократических тенденций, порождавших отчуждение личности от реализации не только общественно-осознанных, но нередко и частных интересов. Этатические искажения социалистической доктрины порождали выдвижение на первый план в дихотомии "гражданское общество - государство" именно второго элемента, хотя, как известно, общество возникло на десятки тысяч, а то и сотни тысяч лет ранее, чем государство. Гражданское общество - это система самоограничения всевластия государства, способного, по выражению Т.Гоббса, стать Левиафаном, не замечающим индивидуальные интересы. В то же время гражданское общество не противостоит государству, как, например, анархия, а взаимодействует с ним. К.Маркс в своих ранних оценках гражданского общества отождествлял его с базисом (не только экономическим, но и всем общественным). Государство же всегда рассматривалось им как важнейшая составная часть надстройки, создаваемой базисом и влияющей на него. Нынешняя правящая элита России сводит роль государства к надзорно-регулирующим функциям, предполагая сделать главным гарантом реализации частных интересов именно гражданское общество, которое еще только формируется. Но только во взаимодействии с правовым, демократическим, социальным государством, существование которого провозглашено в Конституции РФ, такое общество в состоянии развернуться и реализовать свою главную цель - обеспечить народный суверенитет во всех сферах общественной жизни. Именно в этом взаимодействии гражданское общество способно выполнить свои функции, связанные с осуществлением как общегражданских, так и частных интересов, посредством объединения усилий всех социальных слоев и развития творческой энергии народа (или хотя бы его большинства). Этим функциям соответствуют разнообразные институты гражданского общества, устойчивые связи между которыми обеспечиваются целостностью и тождественностью его структуры. Наличие устойчивой структуры гражданского общества создает его новые качества, формирует его дополнительные институты. Возникают и новый уровень самосознания людей, и их новые возможности в осуществлении своего общественного суверенитета. Гражданское общество, обладающее определенным гармонизирующим началом, противостоит открытому обществу, как симфония противостоит какофонии. Здесь проходит водораздел между либеральными и подлинно научными трактовками гражданского общества. В России осуществляемое властями гибкое, планомерное укрепление существующего государства возможно лишь через всемерное развитие гражданского общества, а становление и оптимизация последнего требуют устойчивого взаимодействия с государством, сохраняющим и укрепляющим свой правовой, демократический характер. 2.2. Становление гражданского общества в современной России
В России так и не были созданы основы гражданского общества. Его становление означало формирование такой общности людей, в которой достигается оптимальное соотношение политического и не политического начал, обеспечивается взаимное равенство прав, свобод и обязанностей гражданина, общества и государства. В этом смысле Россия демонстрировала альтернативный западным образцам вариант развития. Основой дореволюционного российского общества была жестокая властная иерархия, всяческий ограничивавшая развитие индивидуальной частной собственности на землю, ресурсы и средства производства. Правящий класс, обладавший монополией на власть, одновременно был собственником почти всех средств производства и ресурсов в стране. Он управлял бесправным, полунищим и нищим большинством населения. Социальная структура, состоявшая из двух крайних полюсов, была обречена на постоянные конфликты. Среднего класса, который мог бы выступать стабилизирующим фактором общественного развития, силой, предотвращающей открытое столкновение данных антагонистических сил, почти не было. К началу царствования Петра I в российском обществе появились предпосылки для плавной индустриализации: сложился всероссийский рынок; возросло число городов, ставших центрами ремесел; активную роль играло купечество, сосредоточившее в своих руках необходимые капиталы. Однако возникавшие слои свободного сельского и городского населения, которые потенциально могли бы стать социальной базой для новых классов – буржуазии и рабочих, были лишены Петром I юридической свободы и записаны в государственные крестьяне. Модернизация России приходила за счет использования крепостного труда и концентрации власти в руках монарха. Реформы 60-х годов XIX века открыли возможность формирования гражданского общества. После них активизировался процесс становления среднего класса – социальной базы гражданского общества. К 1897 году количество мелких зажиточных хозяев равнялось 23,1 млн. человек, что составляло 18,4% от общей численности населения. К 1913 году оно возросло до 31,5 млн. человек. Средний класс быстро пополняется за счет дворянства, которое после реформы 1861 года в большинстве своем разорилось и вынуждено было искать другие источники дохода. Дворянство переходило на гражданскую и военную службы либо занимало места в торговых и промышленных компаниях, в науке, образовании, земствах. Экономическое развитие России сдерживалось абсолютистской формой правления. Император Николай II не желал поделиться властью с нарождавшимся "третьим сословием” и осуществить назревшие реформы. Война 1914 года лишь обострила все противоречия и привела к революционному изменению политического строя. Октябрьская революция 1917 года не затронула принципов организации общества. Вместо сословно-кастовой структуры была введена статусная. Общество, как и прежде, основывалось на отношениях власти. Правящий класс составила партийная номенклатура, ставшая одновременно собственником средств производства. Остальное население превратилось в государственно-зависимых работников. В силу незрелости гражданского общества государство оказалось единственной силой, способной решить проблемы форсированной индустриализации, культурной революции, сохранить целостность и независимость страны. Отсутствие гражданского общества в советской России обусловило установление тоталитарного режима в стране. Тоталитарный режим использовал идею мнимого конституционализма для придания государственной системе большей легитимности. Так, конституция в политической доктрине советского государственного строительства всегда рассматривалась важным фактором консолидации общества, символом законности власти. Эта законность распространялась на все социальные группы, кроме руководящей. По мере того, как советское общество становилось все более открытым, нарастал кризис прежних форм легитимности власти. Попытки интегрировать идею "социалистического правового государства”, соединив тем самым буржуазный конституционализм советское право, принцип ”свободной личности” и общества трудящихся, в существовавшую конституцию власти лишь снижали ее интегративные возможности, поскольку были несовместимы с ней. Начавшейся с 1985 года преобразования имели целью формирование предпосылок гражданского общества. Перераспределение собственности через приватизацию создало возможность для возникновения среднего класса. Вместе с тем собственность хотя и перестала быть государственной, однако осталась в основном в руках новой бюрократии уже как частая. Номенклатурная бюрократия, подчинив себе государство и овладев собственностью, переместила реальные центры разработки и принятия политических решений в президентские структуры и тем самым в значительной мере оградила их от общественного контроля. Отношения между государством и обществом развиваются на основе мнимого конституционализма, который является следствием несформированности устойчивых групп интересов граждан, с одной стороны, а с ругой – неспособностью или нежеланием правящей элиты создавать новые "правила игры” в качестве обязательных для всех групп, включая самих себя. Пока государство в лице бюрократии не стремится к самоограничению и поощрению самодеятельности граждан. Это проявляется в проводимой экономической, социальной, культурной политике. В сфере экономической политики реализация идеи индивидуальной свободы и поощрению творческой инициативе обнаруживает антисоциальные формы, когда существенную роль в экономике играет криминальный бизнес. Большинство населения оказалось не включенным в активную экономическую деятельность, так как не были своевременно приняты необходимые для этого решения правительства. Обеспечение денежных вкладов населения из-за инфляции, отсутствие возможности вложения средств в землю, обременяющая налоговая политика и некоторые друге негативные моменты не способствуют становления зрелого гражданина с неотъемлемыми правами и обязанностями. На пути формирования гражданского общества в России существуют и другие трудности. Прежде всего устойчивые стереотипы, система ценностей, сформированные каммунестическим режимом, которые во многом трогают экономически, социальные и культурные предпосылки гражданского общества. В первую очередь психологический дискомфорт параждает такие ценности, как частная собственность, неравенство, конкуренция, рынок. В следствие ошибок и прочетов в первые годы реформ, которые привели к резкому падению уровня жизни большинства населения, внедрение этих универсальных ценностей крайне затруднено. Процесс вхождения личности в новые социальные связи, включение и обособления ее сопровождаются распознанием позитивной и негативной направленности действий других индивидов, выяснением степени близости или удаленности их социальные позиции от той, которая признается своей. Так индивид устанавливает свою политическую идентичность, осваивает собственную политическую позицию. На основе этой позиции она взаимодействует с обществом, государством. В российской обществе позиции большинства остаются размытыми, не выходят за приделы первичных связей в семье, с родственниками. Иные социальные взаимодействия неустойчивы. Современное общество может адаптироваться к меняющемся условиям и прогрессивно развиваться только в том случае, если люди не исходят из убеждения, что любой незнакомый человек для них – враг. Общество с низким уровнем межличностного доверия нельзя назвать современным, его устойчивость необеспеченна и проблематична. Сама возможность существования современных экономических и политических организаций решающим образом зависит от предсказуемости и надежности социальных связей между совершенно незнакомыми людьми. Как отмечалось выше, данный феномен Дж. Коулмен назвал "социальным капиталом". По его мнению, "социальный капитал – это потенциал возможного доверия и взаимопомощи, целерационально формируемый в межличностном пространстве". В 80-х годах семейственность, клиентелизм, беззаконие, неэффективная власть, экономический застой подорвали доверие населения и коммунистическим режимам, но и после падения советской власти в России ситуация мало изменилась. Если в странах Запада в середине 80-х годов 85-95% респондентов было согласно с утверждением, что "людям можно доверять" (исключение составляла Италия – около 70%, в том числе в Сицилии – более 50%), то в России первой половины 90-х годов так полагало не более 30% опрошенных. Значительный отпечаток на процесс формирования гражданского общества накладывает форсированный характер процесса российской модернизации, когда в сжатые сроки одновременно решаются задачи, доставшиеся от разных исторических этапов. Изменения материального положения различных групп населения приводит к слишком быстрой и радикальной трансформации прежней социальной структуры. Это обстоятельство порождает конфликты государства с различными профессиональными и социальными группами, что находит выражение в массовых забастовках. Процесс кристаллизации автономной личности осложняет то обстоятельство, что создание рыночных отношений и переход от тоталитаризма к демократии совпал по времени с процессами национального самоопределения этносов и социальной стратификацией на основе отношений собственности. Совпадение данных тенденций делает процесс формирования гражданского общества неустойчивым, возвратным. В реальной жизни противоречиво переплетаются различные, порой противоположные по своей направленности интересы и потребности социальных групп. Это обстоятельство снижает возможности управления процессами формирования нормальных экономических, социальных, национальных и иных интересов. Наиболее негативным следствием снижения регулятивной функции государства является формирование существенного разрыва в уровне доходов небольшой группы людей, стоящих у власти или рядом с ней, и большинством бедного населения. Вновь воспроизводится биполярная социальная структура. Так, соотношение зарплаты 10% высокооплачиваемых слоев к зарплате остального населения в 1992 году составляла 16:1, в 1993 году 26:1, в 1995 году – 29:1. Для сравнения, в разных странах это соотношение составляет от 5:1 до 8:1, а в Швеции 4:1. В этих условиях только сильные государство могло бы стать инициатором и гарантом поступательности процесса формирования гражданского общества, создавая правовые, экономические, политические и культурные предпосылки для самореализации индивидов и групп, удовлетворения их повседневных потребностей. Само же государство должно на практике все больше приобретать признаки правового конституционального государства. Российское общество вновь оказалось перед делимой: либо найти согласованную модель взаимодействия индивидуальной свободы, активности и инициативы личности с принципом ограниченного правления государства, либо пойти по пути очередной модификации державной модели власти при отчуждении от нее народа. Есть случаи использования власти номенклатурной бюрократией в своих корпоративных интересах, что больше отчуждает общество от власти, не служит неприкосновенности прав индивидов Заключение
Правовое государство - многомерное развивающееся явле­ние. В ходе общественного прогресса оно приобретает новые свойства, наполняется новым содержанием, соответствующим конк­ретным условиям существования общества и уровню его развития. Непреходящим общим началом любого правового государст­ва является его связанность правом. Правовое государство - эго такая форма организации и деятельности государственной влас­ти, которая строится во взаимоотношениях с индивидами и их различными объединениями на основе норм права. При этом пра­во играет приоритетную рель лишь в том случае, если оно высту­пает мерой свободы всех и каждого, если действующие законы реально служат интересам народа и государства, а их реализа­ция является воплощением справедливости. Экономической основой правового государства являются производственные отношения, базирующиеся на многоукладности, на различных фермах собственности как равноправных и в одинаковой мере защищенных юридичес­ки. Социальную основу правового государства составляет само­регулирующееся гражданское общество, которое объединяет сво­бодных граждан—носителей общественного прогресса. Нравственную основу правового государства образуют общечеловеческие принципы гуманизма и справедливости, равенства и свободы личности, её чести и достоинства. Режим правовой государственности реально утверждает высшие нравственные ценности человека, обеспечивает их определяющую роль в жизни общества, исключает произвол и насилие над личностью. Политическая природа государства, наиболее четко проявляется в его суверенитете. Именно в суверенитете концентрируется вся гамма потребностей и интересов различных звеньев политической системы общества. Благодаря суверенитету координируются интересы государственных и негосударственных организации, обеспечивается их справедливое правовое равновесие и свободное развитие. Список литературы
1. Александров А.И., Калинычев Ф.И. и др. Основы теории государства и права М., 2003. 2. Государственное право Российской Федерации./Под ред.
О. Е. Кутафина. - М.: Юридическая литература, 2003. - 584 с. 3. Кашанина Т. В., Кашанин А. В. Основы российского права. - М.: ИНФРА-М, 2002. — 624 с. 4. Комаров С.А. Общая теория государства и права, М., 2003 5. Общая теория права и государства./ Под ред. В.В.Лазарева. - М.: Юрист, 2001. — 360 с. 6. Политология. Энциклопедический словарь, Publishers, 2003 7. Спиридонов Л.И. Теория государства и права. — М.: Гардарика, 2002. - 304 с. 8. Теория государства и права. Под ред. В.К. Бабаева, М.- 1999. 9. Теория государства и права / Под ред. М.Н. Марченко. — М.: Зерцало, 2002. – 352 с. 10. Юридический энциклопедический словарь, М., 1997


Категория: История | Добавил: Admin (24.07.2011)
Просмотров: 1746 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Реклама
Место для вашей рекламы.
Возможно вам будет интерестно также информация ниже:
Реклама
Вход на сайт
Категории раздела
  • Игрушки
  • Библиотека
  • Статистика

Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Реклама