Проблемы детской беспризорности 1. Мотивы принятия данного решения
Социально-экономические изменения, происходящие в России в последние годы, характеризуются кризисом в экономике, науке, культуре, в сферах социального и духовного развития. Обострились ранее скрываемые нужда, бедность, инвалидность, национальные и психологические конфликты, стрессовые ситуации, безработица, алкоголизм и преступность. Под сомнение поставлены идейные и нравственные ориентиры предшествующей эпохи. Рост социальной напряженности и углубление экономического кризиса затронули коренные основы жизни всего населения, в том числе детей и подростков. Резкое ухудшение материального уровня жизни существенно сказывается на здоровье населения. Среди подростков получили широкое распространение наркомания и токсикомания. Резко ухудшились условия отдыха школьников, полноценно им охвачены лишь дети состоятельных родителей. Идет стремительная коммерциализация досуга. Немало подростков уверовали в возможность безбедно жить, не имея ни знаний, ни профессиональных навыков. Тысячи детей оставляют школу, не закончив 9 классов. Это усугубляет криминогенную обстановку. Резко уменьшилось количество людей, работающих с детьми. Сократилось число детских клубов по месту жительства, внешкольных учреждений, летних лагерей, практически отсутствует база внеурочной работы. Из-за напряженности в экономической сфере родители меньше внимания уделяют своим детям. Увеличивается число неполных семей. В итоге многие дети и подростки оказались по существу в социальном вакууме, где они никому не нужны. Снижается роль родителей в воспитании. Практически во всех субъектах Российской Федерации реализуется региональные и муниципальные программы профилактики детской безнадзорности, социально-трудовой реабилитации; объем финансовых средств, направленных на эти цели за 9 месяцев 2004 г. из бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, внебюджетных источников, составили 508 млн. рублей. Одной из форм социальной поддержки семей с детьми является выплата ежемесячного пособия на ребенка. В течение нескольких лет сохранялась неблагополучная ситуация с выплатой пособий. Начиная с 2000 г. в результате принятых мер на федеральном уровне мер удалось стабилизировать положение с выплатой пособий и впервые за все время выплаты пособий добиться сокращения задолженности. Органы исполнительной власти Новосибирской области приняли меры по развитию системы социозащитных учреждений и мер для несовершеннолетних, приведению ее в соответствие с положениями Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», постановления Правительства Российской Федерации № 896 от 27 ноября 2000 г. «Об утверждении Примерных положений о специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации». Так, действующая в настоящее время сеть учреждений не соответствует существующим потребностям и нормативам (примерно 22% от утвержденного Правительством РФ норматива – 1 учреждение на 5 – 10 тыс. детей). 2. Цель, на достижение которой направлено данное решение
Основная цель - координация деятельности органов и учреждений, входящих в систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, в сфере защиты прав детей, устранение причин и условий, способствующих совершению противоправных действий. Сегодня можно констатировать, что постановка социальной защиты, социально-трудовой реабилитации подростков в России постепенно выходит из кризиса на новый профессиональный уровень. Во многих регионах создается и функционирует разветвленная система социальных служб, в которых трудится многочисленный корпус квалифицированных педагогов и работников. План мероприятий по развитию системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Новосибирской области планируется осуществить за 2005 - 2009 годы. В качестве приоритетных задач называются: поддержка семьи как естественной среды жизнеобеспечения детей; укрепление правовой защиты детства; обеспечение безопасного материнства и охраны здоровья детей; обеспечение воспитания, образования и развития детей; поддержка детей, находящихся в особо трудных обстоятельствах, то есть условия, которые наилучшим образом могли бы стать социальным фоном профилактики дезадаптивного поведения. Под профилактикой имеется в виду совокупность мероприятий, направленных на выявление причин и условий, способствующих возникновению и распространению дезадаптации детей и подростков, а также разработку мер по ее предупреждению. Первостепенное значение имеют нейтрализация, блокирование, ограничение действий экономических, социальных и морально-психологических причин и условий такого поведения. Жизненно необходима принципиально новая концепция воспитания нового поколения, основополагающей идеей которой могло бы стать превращение ребенка из объекта воспитательного воздействия в активного участника процесса социализации личности. Достижение такой цели предполагает такие профилактические меры, которые были бы нацелены на нейтрализацию и устранение социальных причин дезадаптаций, коррекции личности и образа жизни детей с отклоняющимся поведением, а не повышение степени контроля и надзора за ними, ужесточение наказаний. Социальная практика многих развитых стран свидетельствует, что правильно организованная профилактическая работа в среде детей и подростков приносит значительный общесоциальный эффект, а также снижает число девиаций в молодежной среде. 3. Другие варианты целей
Одним из путей решения проблемы детской безнадзорности является летний отдых детей. В 2000 – 2004 гг., благодаря координации усилий всех структур власти, удалось увеличить число детей и подростков, которые охвачены организованными формами отдыха (в 2000 г. – 2 млн. детей, в 2001г. – около 3 млн. детей) Из федерального бюджета на эти цели в 2003 г. было выделено и направлено в субъекты Российской Федерации более 1,15 млрд. руб. В детских оздоровительных лагерях, санаториях и домах отдыха, находящихся на территории Российской Федерации, отдохнуло около 50 тыс. детей. В Российской Федерации активно развивается сеть учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации. В настоящее время действуют 793 специальных учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, 187 стационарных отделений для несовершеннолетних, 69 отделений профилактики безнадзорности детей в иных учреждениях социального обслуживания семьи и дети прошли социальную реабилитацию, получили другие социальные услуги 3,2 млн. несовершеннолетних. В системе образования профилактику социально-педагогической и медико-социальной помощи детям, 50 специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, 14 специальных учебно-воспитательных учреждений открытого типа. Однако количество действующих учреждений, особенно это касается социальных приютов, не соответствует потребностям в них. Особенно тревожное положение в некоторых районах Новосибирской области. 4. Почему именно такая цель была избрана в данной ситуации
Наиболее остро проблема детской беспризорности и нерешенности социально-трудовой реабилитации стоит в Новосибирске, который вследствие социально-экономических явлений последнего десятилетия стал крупнейшим центром неконтролируемой миграции. Органами исполнительной власти столицы Сибири практически до 2000г. не предпринималось активных целенаправленных, последовательных действий по созданию условий для решения проблем детской безнадзорности и детской беспризорности. 5. Степень актуальности достижения этой цели
На федеральном уровне разработаны рекомендации по организации деятельности специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации (с изменениями от 23 января 2004 г.). Настоящие Рекомендации разработаны на основании Федеральных законов "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации", "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" и Примерных положений о специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2000 г. N 896 для оказания методической помощи органам социальной защиты населения субъектов Российской Федерации по организации деятельности специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации. Учреждения в соответствии со своими уставами (или положениями о них) осуществляют мероприятия по профилактике безнадзорности и социальной реабилитации несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, обеспечивают их временное проживание (содержание), оказывают содействие в дальнейшем устройстве детей, оставшихся без попечения родителей. Учреждениями в условиях непрерывного реабилитационного процесса оказываются социальные услуги несовершеннолетним в установленном порядке с обеспечением доступности и своевременности квалифицированной социальной, правовой, психолого-медико-педагогической помощи на основе индивидуальных и групповых программ социальной реабилитации, включающих профессионально-трудовой, учебно-познавательный, социокультурный, физкультурно-оздоровительный и иные компоненты, и организуется социальный патронаж. Учреждение может создаваться из расчета одно учреждение на 5-10 тыс. детей, проживающих в городе (районе). При наличии в городе (районе) менее 5 тыс. детей может создаваться одно учреждение. Несовершеннолетние, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, зачисляются в учреждение приказом директора в качестве воспитанников и регистрируются в журнале учета лиц, находящихся в учреждении. Воспитанники учреждений обеспечиваются одеждой, обувью, другими предметами вещевого довольствия и питанием в соответствии с нормами, установленными постановлением Правительства Российской Федерации от 20 июня 1992 г. N 409, с учетом положений постановления Правительства Российской Федерации от 14 мая 2001 г. N 374 "О первоочередных мерах по улучшению положения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", которым директорам учреждений предоставляется право производить отдельные изменения указанных норм обеспечения. Также разработаны методические рекомендации по организации деятельности государственного (муниципального) учреждения "Центр социальной помощи семье и детям" (с изменениями от 26 марта 2001 г.). Государственное (муниципальное) учреждение "Центр социальной помощи семье и детям" рекомендуется создавать в целях оказания семьям, детям и отдельным гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, помощи в реализации законных прав и интересов, содействия в улучшении их социального и материального положения, а также психологического статуса. Учредителем Центра может выступать орган социальной защиты населения соответствующего субъекта Российской Федерации или муниципальный орган социальной защиты населения на основании решения, принимаемого органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления. Учредитель оказывает Центру организационно-методическую и практическую помощь. В 1999 – 2004 гг. Правительство Российской Федерации уделяло проблеме профилактики детской безнадзорности особое внимание. В марте 1999 г. вопрос профилактики детской безнадзорности обсуждался на заседании Правительства Российской Федерации, по итогам которого принято распоряжение правительства Российской Федерации № 736 от 10 мая 1999 г., предусматривающее реализацию федеральными органами исполнительной власти ряда конкретных действий по предупреждению детской безнадзорности. Во исполнение Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» в 2000 г. правительством Российской Федерации утвержден ряд нормативных актов (постановления Правительства Российской Федерации № 896 от 27 ноября 2000 г. «Об утверждении Примерных положений о специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации»; № 82 от 26 октября 2000 г. «Об утверждении Положения об осуществлении и финансировании деятельности, связанной с перевозкой несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей, детских домов, школ-интернатов специальных учебно-воспитательных и иных детских учреждений»; № 74 от 21 сентября 2000 г. «об утверждении положения о правовом статусе воспитанников воинских частей». В целях правового регулирования вопросов возвращения несовершеннолетних в государства их постоянного проживания федеральные органы исполнительной власти в течение 2001 – 2003 гг. принимали участие в разработке проекта соответствующего Соглашения о сотрудничестве государств-участников Содружества Независимых Государств. В настоящее время этот документ готовится к рассмотрению на заседании Совета министров иностранных дел и Совета глав правительств Содружества. 6. Контроль в ходе реализации данного решения
Контроль за исполнением Постановления возложен на заместителя главы администрации области - начальника управления науки, высшего, среднего профессионального образования и технологий Сапожникова Г.А. 7. Какие из причин возникновения проблемы будут устранены, а какие нет, если данное решение будет реализовано
Введение в действие постановления создало дополнительные возможности для усиления социозащитного принципа профилактики детской безнадзорности, дальнейшего развития сети социозащитных учреждений, активизации комплексного решения проблем детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, на основе более тесного взаимодействия всех субъектов, входящих в систему профилактики безнадзорности. Однако наряду с позитивным значением положений данного решения оно существенно сократило возможности и ответственность органов внутренних дел в проведении профилактической работы с безнадзорными и беспризорным детьми. 8. Каковы критерии выбора именно этого варианта действий, какие из вариантов решения проблемы рассматривались, но не были включены в решение
Применительно к защите прав несовершеннолетних мировая практика выработала специальные механизмы. Это органы ювенальной юстиции - судьи, суды по делам несовершеннолетних, специальные омбудсманы по делам несовершеннолетних. В Нидерландах, например, в 10 муниципалитетах в целях защиты нарушенных прав ребенка действуют консультативные центры. В каждом из них есть, по крайней мере, один врач, один социальный работник и церковный координатор. Ярким примером такой службы является и Государственный арбитр по делам ребенка, в течение многих лет эффективно действующий в Норвегии. На федеральном уровне в течение нескольких лет действуют механизмы межведомственной координации деятельности органов власти, общественных объединений по защите прав детей, профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Это две межведомственные комиссии - Межведомственная комиссия при Правительстве Российской Федерации по делам несовершеннолетних и Межведомственная комиссия по координации работ, связанных с выполнением в РФ Конвенции ООН о правах ребенка и Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей. Предметом изучения вышеназванных комиссий и последующих действий органов государственной власти в 1999 – 2004 гг. были проблемы трудовой занятости детей и подростков, в том числе наихудшими формами детского труда, и методы их решения; ход выполнения Федерального закона «Об обеспечении системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», распоряжения Правительства Российской Федерации «О мерах по преодолению детской безнадзорности», перспективы расширения сети специализированных учреждений закрытого типа, повышение их роли в индивидуальной профилактической работе с несовершеннолетними, проблемы защиты прав детей в Чеченской Республике и другие вопросы. Межведомственная комиссия по делам несовершеннолетних при Правительстве Российской Федерации создана для обеспечения единого государственного подхода к решению проблем профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав и законных интересов. В России комиссии по делам несовершеннолетних, органы социальной защиты, благотворительные учреждения и организации - традиционные и вновь образуемые механизмы защиты прав ребенка - к сожалению, не всегда действуют должным образом. Учитывая остроту проблемы защиты прав детей-сирот, было предложено создание службы Защитника прав сирот. В обязанности Защитника должно было входить рассмотрение и разрешение жалоб сирот, их опекунов, попечителей, а также иных заинтересованных лиц (групп лиц), организаций и органов на нарушения прав сирот, предусмотренных Конвенцией по правам ребенка, иными международными документами, внутригосударственными нормами права. Защитник наделялся правомочиями рассматривать жалобы и на действия (акты) органов, в обязанности которых входит защита прав сирот. Жалобы могут затрагивать весь спектр их прав: трудоустройство, материальное обеспечение, обеспечение жилым помещением, реализация права на образование и пр. однако данное решение не было реализовано. 9. Ожидаемые результаты
Именно создание за достаточно короткий срок системы социозащитных мер позволит в регионе в основном решить проблему детской беспризорности. Вместе с тем, оценивая некоторые положительные результаты деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности правонарушений несовершеннолетних по решению проблемы детской беспризорности, необходимо признать, что принимаемые меры остаются недостаточно адекватными остроте проблемы детской безнадзорности, характеризующейся более широким спектром причин и проявлений. И только социозащитными технологиями, которые применимы для категории беспризорных детей, решить ее невозможно. Устранению детской безнадзорности должна содействовать целостная социальная политика, борьба с бедностью, преступностью, контроль за миграцией. Кроме того, в сложившихся условиях социальная защита детей, оказавшихся в особо сложных обстоятельствах, несомненно, должна осуществляться на фоне мер силового противодействия этим негативным явлениям. Вместе с тем сегодня в законодательстве существует целый ряд проблем, способствующих распространению неконтролируемой миграции. Дополнительного правового регулирования требуют вопросы, связанные с осуществлением органами внутренних дел, подразделениями по делам несовершеннолетних, центрами временной изоляции для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел профилактических функций в отношении беспризорных и безнадзорных детей, расширением их возможностей в оказании экстренной помощи несовершеннолетним, не имеющим места жительства. Нужна четкая система органов, обеспечивающих на всех уровнях координацию работы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, - комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав. Приложение
ГУБЕРНАТОР НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 13 января 2005 г. N 3 О РАЗВИТИИ СИСТЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ В соответствии с Федеральным законом от 24 июня 1999 года N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", в целях координации деятельности органов и учреждений, входящих в систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, в сфере защиты прав детей, устранения причин и условий, способствующих совершению противоправных действий, постановляю: 1. Считать приоритетными направлениями социальной политики администрации области по вопросам профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: подготовку нормативных правовых актов, регулирующих отношения, возникающие в связи с деятельностью по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, органов государственной власти области, органов местного самоуправления, учреждений и общественных объединений; разработку и внедрение эффективных механизмов организационно-правового и кадрового обеспечения органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; проведение мероприятий общей профилактики, создающей условия, способствующие выполнению семьями и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, их функций по воспитанию, защите прав и законных интересов детей. 2. Комиссии по делам несовершеннолетних при администрации области осуществлять координацию деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. 3. Утвердить прилагаемый План мероприятий по развитию системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Новосибирской области на 2005 - 2009 годы (далее - План). 4. Рекомендовать органам местного самоуправления области разработать комплекс мер по предупреждению безнадзорности несовершеннолетних, оказывать содействие органам и учреждениям системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по предотвращению антиобщественных действий несовершеннолетних на территориях муниципальных образований. 5. Контроль за исполнением Постановления возложить на заместителя главы администрации области - начальника управления науки, высшего, среднего профессионального образования и технологий Сапожникова Г.А. В.А.ТОЛОКОНСКИЙ Утвержден Постановлением губернатора Новосибирской области от 13.01.2005 N 3 ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО РАЗВИТИЮ СИСТЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2005 - 2009 ГОДЫ N
п/п Основные мероприятия Срок реализации Исполнители
1 2 3 4
1. Нормативно-правовое и управленческое обеспечение
1.1 Подготовка проекта постановления
губернатора Новосибирской области об
обеспечении при выпуске обучающихся
воспитанников из числа детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения
родителей, одеждой и обувью, а также
единовременным пособием 1 кв. 2005 г. УО, УФиНП
1.2 Подготовка проекта закона Новосибирской
области об опеке и попечительстве 2005 г. УО
1.3 Подготовка проекта правового акта о
порядке отчисления несовершеннолетних из
образовательного учреждения до получения
ими основного общего образования или
начального профессионального образования,
а также исключения несовершеннолетних
из указанных учреждений 2005 г. УО, УНПО
1.4 Подготовка проекта правового акта о
порядке взаимодействия органов внутренних
дел, социальной защиты населения,
образования и здравоохранения в
организации профилактической работы с
беспризорными и безнадзорными
несовершеннолетними 2005 г. ГУВД
(по согласованию),
УСЗН, ГУОЗН,
УО, УНПО
1.5 Проведение анализа практики применения
Федерального закона "Об основах системы
профилактики безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних" и
ежегодное рассмотрение данного вопроса
на коллегиях либо совещаниях органов
системы профилактики безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних 2005 - 2009 гг. УСЗН, УО, УНПО,
УНВСПОиТ, УДМ,
ГУВД
(по согласованию),
ДФГСЗН
(по согласованию),
КДН
1.6 Проведение совещания органов и учреждений
системы профилактики безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних по
практике применения Федерального закона
"Об основах системы профилактики
безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних" на территории
Новосибирской области 2006 г. КДН
1.7 Рассмотрение на заседаниях комиссии по
делам несовершеннолетних при
администрации области вопросов
предупреждения нарушений прав
несовершеннолетних на образование, труд,
отдых, жилище и о совершенствовании
деятельности органов и учреждений по
предупреждению безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних 2005 - 2009 гг.,
по мере
необходимости,
но не реже 1
раза в квартал КДН
1.8 Проведение координационного совета при
администрации области по проблемам
общественных наук по научно-
педагогическим вопросам профилактики
безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних 2005 г. УНВСПОиТ
1.9 Подготовка проекта областной целевой
программы "Развитие системы воспитания и
дополнительного образования
несовершеннолетних как важнейшего
ресурса профилактики" Май 2005 г. УО, УНПО,
УНВСПОиТ, УДМ
1.10Разработать предложения о налоговых
льготах предприятиям, организациям,
частным предпринимателям, активно
поддерживающим развитие детского
(юношеского) технического творчества,
технических видов спорта, физкультуры и
спорта по месту жительства в учреждениях
дополнительного образования детей До 1 января
2006 г. УО
1.11Включить в содержание аттестационной
экспертизы оценку деятельности
образовательного учреждения по
профилактике безнадзорности и
правонарушений среди обучающихся До марта 2005 г. УО
2. Информационно-методическое и кадровое обеспечение
2.1 Развитие творческих базовых площадок на
базе профессионального лицея N 6 и
профессионального училища N 9 по
организации работы по профилактике
злоупотребления наркотическими,
токсическими и спиртосодержащими
веществами, по формированию здорового
образа жизни среди учащихся
профессиональных училищ и лицеев 2005 - 2009 гг. УНПО, ПУ N 9,
ПЛ N 6
2.2 Организация и проведение семинаров с
заместителями директоров по учебно-
воспитательной работе профессиональных
училищ, лицеев, колледжей и техникумов
по проблемам реализации Федерального
закона "Об основах системы профилактики
безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних" 2005 - 2009 гг.,
ежемесячно УНПО, УНВСПОиТ
2.3 Обеспечение наркологических постов,
медицинских кабинетов в учреждениях
образования, специализированных
учреждениях социальной защиты населения,
детских оздоровительных лагерях
методической литературой, наглядными
пособиями по профилактике потребления
наркотических, токсических и
спиртосодержащих веществ 2005 - 2009 гг. УО, УНПО,
УНВСПОиТ,
УСЗН, ГУОЗН,
ОНД
(по согласованию)
2.4 Организация профориентационной работы с
несовершеннолетними, в том числе с
находящимися в местах лишения свободы, с
использованием индивидуальных и
групповых форм работы 2005 - 2009 гг. ДГФСЗН
(по согласованию),
УО, УНПО, УДМ,
ГУИН
(по согласованию)
2.5 Информирование учащихся выпускных
классов о возможности обучения в
учреждениях профессионального
образования, получения дополнительной
профессии для последующего
трудоустройства, в том числе с помощью
организации ярмарок вакансий учебных и
рабочих мест, ярмарок-презентаций
учебных заведений, выезда
профконсультантов в учебные учреждения 2005 - 2009 гг. ДГФСЗН
(по согласованию),
УО, УНПО, УНВСПОиТ
2.6 Подготовка сборника по правовому
обеспечению профилактики безнадзорности,
правонарушений и охраны прав
несовершеннолетних, а также обзора
опыта системной работы по данному
направлению 2005 - 2006 гг. УНВСПОиТ, КДН,
УО, УНПО
2.7 Организация и проведение обучающих
семинаров-совещаний по вопросам
профилактики асоциального поведения:
со специалистами органов управления
системы профилактики безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних;
с руководителями учреждений, входящих в
систему профилактики безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних;
с сотрудниками охранных предприятий,
осуществляющих охрану в образовательных
учреждениях ежегодно КДН, УСЗН, УО,
УДМ, ГУОЗН, ГУВД
(по согласованию),
УДМ
2.8 Организация и проведение областных
конкурсов профессионального мастерства
сотрудников подразделений по делам
несовершеннолетних органов внутренних дележегодно ГУВД
(по согласованию),
КДН
2.9 Организация и проведение областного
смотра-конкурса на лучшее подразделение
по делам несовершеннолетних органов
внутренних дел ежегодно ГУВД
(по согласованию),
КДН
2.10Проведение проверок материально-
технического обеспечения подразделений
по делам несовершеннолетних органов
внутренних дел. По результатам внести
предложения об обеспечении данных
подразделений необходимыми помещениями,
оргтехникой и оборудованием 2005 г. ГУВД
(по согласованию)
2.11Для формирования позитивного отношения
населения, привлечения его к
взаимодействию с органами и учреждениями
системы профилактики безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних
(комиссий по делам несовершеннолетних,
органов внутренних дел, образования,
социальной защиты населения) по вопросам
профилактики правонарушений
несовершеннолетних осуществлять
мероприятия по информационному
обеспечению деятельности данных органов
и учреждений 2005 - 2009 гг. КВСМИ, КДН, ГУВД
(по согласованию),
УО, УНПО,
УНВСПОиТ, УСЗН
2.12Обучение методикам первичной
профилактики наркологических заболеваний
(среди детей и подростков) педагогов,
психологов, социальных работников,
воспитателей учебных учреждений,
родителей, сотрудников подразделений по
делам несовершеннолетних органов
внутренних дел ежегодно ОНД
(по согласованию)
2.13Рассмотрение на заседаниях тренерских
советов вопросов о привлечении
несовершеннолетних, находящихся в
социально опасном положении, в
спортивные секции ежегодно УФКиС,
руководители
областных
учреждений
физической
культуры и спорта
2.14Организация и проведение смотра-конкурса
на лучшую постановку физкультурно-
оздоровительной работы среди клубов по
месту жительства ежегодно УФКиС, МУ ДО
"Спортивный город"
(по согласованию)
2.15Изучение, обобщение и распространение
опыта работы по профилактике
безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних 2005 - 2009 гг. КДН, УО, УНПО,
УНВСПОиТ, ДК,
УФКиС, УДМ, УСЗН,
ДФГСЗН
(по согласованию)
2.16Содействие созданию постоянных рабочих
мест с элементами групповой
воспитательной работы для молодежи и
несовершеннолетних, склонных к совершению
правонарушений, необучающихся и
неработающих 2005 - 2009 гг. УДМ, УО, ГУВД
(по согласованию)
2.17Организация и проведение социальной
адаптации подростков, осужденных к мерам
наказания, не связанным с лишением
свободы, и отбывших наказание в местах
лишения свободы 2005 - 2009 гг. УДМ, УО, УСЗН,
ГУИН
(по согласованию)
2.18Организация трудоустройства
несовершеннолетних, в том числе состоящих
на учете в комиссиях по делам
несовершеннолетних органов внутренних
дел, а также отбывающих наказание в
местах лишения свободы 2005 - 2009 гг. ДФГСЗН
(по согласованию)
2.19Создание информационного банка данных
учреждений и организаций, общественных
объединений, оказывающих помощь
несовершеннолетним, находящимся в
социально опасном положении 2005 г. КДН, УДМ, УО,
УСЗН, ГУОЗН
2.20Проведение анализа деятельности по
обеспечению прав и законных интересов
детей органами и учреждениями системы
профилактики безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних и
разработка рекомендаций по повышению
эффективности их деятельности 2005 - 2009 гг. КДН
2.21Создание и организация деятельности
областного реабилитационного центра для
детей, находящихся в социально опасном
положении, "Дом" 2005 - 2009 гг. УО
2.22Подготовка и переподготовка работников
образования на базе Центра научно-
методической поддержки федеральных и
областных проектов и программ при
НИПКиПРО 2005 - 2009 гг. УО
2.23Реализация образовательно-
просветительского проекта "Путь к
успеху" (организация конференций,
"круглых столов", семинаров, школ,
обучение и подготовка специалистов,
организаторов и руководящих служб по
профилактике безнадзорности и
правонарушений) 2005 - 2009 гг. ДК, областные
учреждения
культуры,
НГОДНТ, НОККиИ
2.24Включение в программы курсовой
переподготовки и повышения квалификации
руководителей образовательных учреждений,
социальных педагогов, классных
руководителей вопросов, связанных с
профилактикой безнадзорности и
правонарушений среди обучающихся до сентября
2005 г. УО
2.25В целях изучения социальных функций
семьи, ее влияния на воспитание детей
провести исследование (мониторинг)
психологического климата, детско-
родительских отношений в семьях разных
типов и разных социальных слоев с
обобщением результатов и выработкой
конкретных предложений до сентября
2005 г. УО
2.26Издание серии специальных выпусков
журнала "Воспитание и дополнительное
образование" по вопросам семейного
воспитания, взаимодействия школы, семьи
и социальных институтов 1 раз в год УО
3. Реализация программных и организационных мероприятий
3.1 Выполнение мероприятий подпрограммы
"Профилактика безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних"
областной целевой программы "Дети
Новосибирской области" на 2004 - 2008
годы 2005 - 2008 гг. УСЗН, УО, ГУВД
(по согласованию),
ГУИН, УНПО,
УДМ, УФКиС
3.2 Проведение межведомственной комплексной
операции "Подросток", включающей этапы:
"Возрождение надежды" (оказание
социально-правовой помощи подросткам,
оставшимся без попечения родителей и
нуждающимся в защите со стороны
государства);
"Коммерсант" (выявление и предупреждение
случаев незаконного предпринимательства
несовершеннолетними, а также выявление
взрослых, вовлекающих подростков в
незаконную коммерческую деятельность);
"Условник" (активизация профилактической
и воспитательной работы с
несовершеннолетними, осужденными к мерам
наказания, не связанным с лишением
свободы, а также вернувшимися из
воспитательных колоний);
"Дорога" (предупреждение краж и угонов
автотранспорта несовершеннолетними,
детского травматизма на дорогах);
"Каникулы" (организация досуга,
предупреждение правонарушений среди
учащихся во время каникул);
"Занятость" (выявление необучающихся и
неработающих подростков, их
трудоустройство и определение на учебу);
"Здоровье" (предупреждение
злоупотребления спиртными напитками,
наркотическими средствами, психотропными
и одурманивающими веществами среди
несовершеннолетних);
"Всеобуч" (выявление и учет
несовершеннолетних, не посещающих или
систематически пропускающих без
уважительных причин занятия в
образовательных учреждениях, оказание им
соответствующей помощи) 2005 - 2009 гг.
с 15.05 по 01.10 КДН, УСЗН, УО,
УНПО, ГУВД
(по согласованию),
УДМ, ДК, УФКиС,
ГУОЗН, ДФГСЗН
(по согласованию),
ГУИН
(по согласованию)
3.3 Организация круглогодичного отдыха,
занятости и оздоровления детей и
учащейся молодежи 2005 - 2009 гг. УО, УСЗН, УНПО,
ГУОЗН
Применяемые сокращения: ГУВД - Главное управление внутренних дел Новосибирской области; ГУИН - Главное управление исполнения наказаний Новосибирской области; ГУОЗН - Главное управление охраны здоровья населения Новосибирской области; ДК - департамент культуры Новосибирской области; ДФГСЗН - департамент федеральной государственной службы занятости населения по Новосибирской области; КДН - комиссия по делам несовершеннолетних при администрации Новосибирской области; НИПКиПРО - Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования; ОНД - Областной наркологический диспансер; УДМ - управление по делам молодежи администрации Новосибирской области; УНВСПОиТ - управление науки, высшего, среднего профессионального образования и технологий администрации Новосибирской области; УНПО - управление начального профессионального образования Новосибирской области; УО - управление образования Новосибирской области; УСЗН - управление социальной защиты населения Новосибирской области; УФиНП - управление финансов и налоговой политики Новосибирской области; УФКиС - управление физической культуры и спорта Новосибирской области; НГОДНТ - Новосибирский государственный областной Дом народного творчества; НОККиИ - Новосибирский областной колледж культуры и искусств; КВСМИ - комитет по взаимодействию со средствами массовой информации департамента развития общественных связей администрации Новосибирской области. Библиографический список
Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: Федеральный закон от 11.06. 99. № 120 – ФЗ // СЗ РФ. 1999. № 37. О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав: Указ Президента РФ от 6 сентября 1993 г. № 1338 // Российская газета. – 1993. – 9 сентября. Об утверждении примерных положений о специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации: Постановление правительства РФ от 27. 11. 2000. № 896 // Российская газета. – 2000. – 28 ноября. О развитии системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Новосибирской области: Постановление Губернатора Новосибирской области от 13 января 2005 г. № 3 // Вечерний Новосибирск. – 2005. - № 1. Алексеева Л. С. Психологическая служба семьи в системе социальной работы // Семья в России. 2002. № 3 – 4. Гончарова Е. Л. , Кукушкина О. И. Реабилитация средствами образования: особые образовательные потребности детей с выраженными нарушениями в развитии // Журнал народного образования Российской федерации. 2004. № 2. Гусев Г. А. Организация социально-педагогической поддержки несовершеннолетних с отклоняющимся поведением // Социальная педагогика. Свердловск: ПРИОР, 2001. Нечаева А.М. Судебная защита прав ребенка: Учебно-практическое пособие. - М.: ЭКЗАМЕН, 2002. – 430 с. Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 21. Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 49. Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 50. |