Н. Г. Чернышевский
Н. Г. Чернышевский Николай Гаврилович Чернышевский — революционер, писатель, мыслитель, критик и экономист — родился 12 июля 1828 года в Саратове, в семье священника. Отец его, протоиерей Гавриил Иванович (1795 – 1861), был замечательным человеком поразительной доброты и благородства. Большой ум, в связи с серьезной образованностью и знанием не только древних, но и новых языков, делали его исключительно личностью в провинциальной глуши. Это был евангельский пастырь в лучшем значении слова, от которого в то время, когда полагалось обращаться сурово с людьми для их же блага, никто не слышал ничего, кроме слов ласки и привета. В школьном деле, всецело построенном тогда на зверской порке, он никогда не прибегал ни к каким наказаниям. И вместе с тем этот добрый человек был необыкновенно строг в своих требованиях; в общении с ним нравственно подтягивались самые распущенные люди. Из ряду вон выходящая доброта, чистота души и отрешенность от всего мелкого и пошлого всецело перешли и к его сыну. С ранних лет Чернышевский нашел в своем отце умного наставника, руководившего самостоятельными занятиями сына. Чернышевский в своих письмах выражал глубокую любовь и уважение к отцу. Он делился с ним замыслами, держал его в курсе своих дел и начинаний. Нежен и заботлив был в отношении к матери и всем своим родным. С детских лет Чернышевский много читал, был настоящим пожирателем книг. Любил Пушкина, Гоголя, Лермонтова, систематически изучал языки: греческий, латинский, французский, немецкий, татарский, арабский и др. Среднее образование Чернышевский получил при особенно благоприятных условиях — в тиши идеально мирно жившей семьи, в состав которой входила и жившая на одном дворе с Чернышевскими семья А. Н. Пыпина, двоюродного брата Н. Г. по матери. Чернышевский был старше Пыпина на 5 лет, но они были очень дружны, и с годами их дружба все крепла. Чернышевский миновал ужасную бурсу дореформенной эпохи и низшие классы семинарии и только в 14 лет прямо поступил в старшие классы. Подготовил его главным образом ученый отец, при некоторой помощи учителей гимназии. С 14 до 18 лет он учился в местной духовной семинарии, проявляя способности и прилежание. Ко времени поступления в семинарию молодой Чернышевский уже обладал огромной начитанностью и приводил учителей в изумление своими обширными знаниями. Товарищи его обожали: это был всеобщий поставщик классных сочинений и усердный репетитор всех обращавшихся к нему за помощью. Пробыв два года в семинарии, Чернышевский продолжал занятия дома и в 1846 г. отправился в Петербург для поступления в университет на историко-филологический факультет. Он успешно выдержал экзамены по математике, физике, логике, словесности, всеобщей и русской истории, латинскому, французскому и был принят. Чернышевскому-отцу пришлось выслушать по этому поводу упреки со стороны некоторых представителей духовенства: они находили, что ему следовало бы направить сына в духовную академию и не "лишать церковь будущего светила”. В университете Чернышевский усердно занимался факультетскими предметами и был в числе лучших учеников Срезневского. По его поручению, он составил этимолого-синтаксический словарь к Ипатьевской летописи, который позднее (1853 г.) был напечатан в "Известиях” II отделения академии наук. Гораздо больше университетских предметов его увлекли другие интересы. Первые годы студенчества Чернышевского были эпохой страстного интереса к вопросам социально-политическим. Его захватил конец того периода истории русской передовой мысли, когда шедшие к нам из Франции 1840-х годов социальные утопии в той или другой форме, в большей или меньшей степени отразились и в литературе, и в обществе. Чернышевский стал убежденным фурьеристом и на всю жизнь остался верен этой наиболее мечтательной из доктрин социализма, с тем, впрочем, очень существенным отличием, что фурьеризм был довольно равнодушен к вопросам политическим, к вопросам о формах государственной жизни, между тем как Чернышевский придавал им большое значение. Отличается также миросозерцание Чернышевский от фурьеризма и в вопросах религиозных, в которых он был свободным мыслителем. Главным вопросом, над которым задумывается студент Чернышевский, был вопрос о народе, закрепощенным помещиками и угнетенным царскими властями, вопрос об освобождении миллионных масс и завоевании ими свободы. В своих дневниках, которые Чернышевский вел долгие годы по особой стенографической системе, он писал, что в 1848 – 1850 годах он осознавал себя "ультрареспубликанцем” и "ультрасоциалистом”. После окончания университета в 1850 году Чернышевский уезжает в родной город, где становится старшим учителем словесности в гимназии. Здесь он очень сблизился с сосланным в Саратов Костомаровым и некоторыми ссыльными поляками. За это время его постигло великое горе — умерла нежно-любимая мать. В этот же период саратовской жизни Чернышевский знакомится с Ольгой Сократовной Васильевой, дочерью местного врача. В своих записях, под названием "Дневник моих отношений с тою, которая теперь составляет мое счастье”, он рассказывает о своем объяснении с ней. После признания в любви он пытается отговорить ее от решения связать свою судьбу с его судьбой, объясняя это тем, что его революционные взгляды могут привести его на каторгу. Но это не остановило его будущую жену; их брак состоялся в апреле 1853 года, и в мае чета уехала в Петербург. В конце 1853 г., благодаря хлопотам старого петербургского знакомого — известного педагога Иринарха Введенского, занимавшего влиятельное положение в педагогическом персонале военно-учебных заведений, — Чернышевский перешел на службу в Петербург, учителем русского языка во 2-м кадетском корпусе. Здесь Чернышевский ведет преподавательскую работу, печатает "Опыт словаря к ипатьевской летописи”, пишет рецензии в "Отечественные записки”, работает над диссертацией "Эстетическое отношение искусства к действительности”. Чернышевский был превосходным преподавателем, но он был недостаточно строг к ученикам, которые злоупотребляли его мягкостью и, охотно слушая интересные рассказы и объяснения его, сами почти ничего не делали. Из-за того, что он не дал дежурному офицеру унять шумевший класс, Чернышевскому пришлось оставить корпус. С тех пор он всецело отдался литературе. В те времена эстетические вопросы еще не получили тот характер общественно-политических лозунгов, который они приобрели в начале 60-х годов и потому то, что впоследствии показалось разрушением эстетики, не возбудило никаких сомнений или подозрений среди членов весьма консервативного историко-филологического факультета петербургского университета. Диссертация была принята и допущена к защите. Магистрант успешно отстаивал свои тезисы и факультет без сомнения присудил бы ему искомую степень, но кто-то успел настроить против Чернышевского министра народного просвещения А. С. Норова, который был возмущен "кощунственными” положениями диссертации, и степень не была дана магистранту. Осенью 1853 года он знакомится с Некрасовым и начинает сотрудничать в "Современнике”. Чернышевский проработал в этом журнале восемь с половиной лет. На страницах этого журнала печатались статьи его по вопросам философии, эстетике, большое исследование о великом немецком просветителе Лессинге и критике В. Г. Белинском, статьи о творчестве И. С. Тургенева, Л. Н. Толстого, А. Н. Островского, Н. В. Гоголя, А. С. Пушкина. Когда по почину самого царя Александра II началось обсуждение вопроса об освобождении крестьян от крепостной зависимости, то им были опубликованы статьи об освобождении крестьян от крепостной зависимости. Он пропагандировал в своих статьях идею крестьянской революции. Он делал это при помощи эзопова языка, то есть посредством иносказаний, намеков, тонких употреблений, сравнений и т. п. Он писал, например, что каждый год бабы и девки занимаются прополкой сорной травы, а трава вырастает вновь и вновь. И так будет до тех пор, пока их мужья и братья не догадаются, не убедятся в том, что с сорной травой можно покончить только пропашкой. В этот период Чернышевский сдал все экзамены, необходимые для защиты диссертации, и 10 мая 1855 года публично защитил ее в совете Петербургского университета. Присутствовавший на диспуте Н. В. Шелгунов впоследствии писал, что "это была целая проповедь гуманизма, целое откровение любви к человечеству, на служение которому призывалось искусство”. Литературная деятельность Чернышевского в "Современнике” на первых порах почти всецело была посвящена критике и истории литературы. В течение 1855 – 57 гг. появился ряд обширных историко-критических статей его, в ряду которых особенно выдающееся место занимают знаменитые "Очерки Гоголевского периода”, "Лессинг” и статьи о Пушкине и Гоголе. Кроме того, он в эти же годы со свойственной ему изумительнейшей работоспособностью и необыкновенной писательской энергией дал журналу ряд меньшего объема критических статей о Писемском, Толстом, Щедрине, Бенедиктове, Щербине, Огареве и др., многие десятки обстоятельных рецензий и вдобавок еще вел ежемесячные "Заметки о журналах”. В конце 1857 г. и начале 1858 г. вся эта литературная производительность направляется в другую сторону. За исключением данной (1858) для поддержки возникавшего симпатичного журнала "Атеней” статьи о Тургеневской "Асе” ("Русский человек на rendez-vous”), Чернышевский теперь почти оставляет область критики и весь отдается политической экономии, вопросам внешней и внутренней политики и отчасти выработке философского миросозерцания. Этот поворот был вызван двумя обстоятельствами. В 1858 г. наступил весьма критический момент в подготовке освобождения крестьян. Доброе желание правительства освободить крестьян не ослабело, но, под влиянием сильных связями своими реакционных элементов высшей правительственной аристократии, реформа подвергалась опасности быть значительно искаженной. Надо было отстаивать проведение ее на возможно-широких началах. Вместе с тем надо было защищать один очень дорогой Чернышевскому принцип — общинное землевладение, которое ему, с его фурьеристским идеалом совместной хозяйственной деятельности человечества, было особенно близко. Подготовка коренных переворотов в русской общественной жизни и назревание коренного перелома в общественно-политическом миросозерцании большинства передовой части интеллигенции тоже отвлекали по преимуществу публицистический темперамент Чернышевского от литературной критики. Когда было проведено освобождение крестьян сверху в 1861 году, Чернышевский издал в тайной типографии прокламацию "Барским крестьянам от их доброжелателей поклон”, в которой крестьяне призывались к сговору между собой для восстания. Большая часть общества — студенты, писатели, офицеры, ученые, захваченные духом революционной ситуации, сложившейся тогда в России — находились под влиянием Чернышевского. В связи с этим царское правительство учредило за ним надзор, собирая против него обличающие факты и доносы агентов. Целый год в обществе ходили слухи об его аресте. Третье отделение характеризовало его как человека, известного своими коммунистическими убеждениями. 1858 – 62 годы являются в жизни Чернышевского эпохой усиленных занятий над переводом или, вернее, переделкой Миллевской политической экономии, снабженной обширными "Примечаниями”, а также над длинным рядом политико-экономических и политических статей. Как ни интенсивна была эта поразительно плодовитая деятельность, Чернышевский все-таки не оставил бы такой важной отрасли журнального влияния, как литературная критика, если бы в нем не создалась уверенность, что нашелся человек, которому он спокойно может передать критический отдел журнала. К концу 1857 г. если не для всей читающей публики, то лично для Чернышевского обрисовалось во всю свою величину первостепенное дарование Добролюбова, и он, не колеблясь, передал критический жезл первенствующего журнала двадцатилетнему юноше. Уже благодаря одной этой проницательности, деятельность Добролюбова становится славной страницей в литературной биографии Чернышевского. Но в действительности его роль в ходе деятельности Добролюбова гораздо значительнее. Из общения с Чернышевским Добролюбов черпал ту обоснованность своего миросозерцания, тот научный фундамент, который при всей его начитанности не мог у него быть в двадцать один, двадцать два года. Совокупная деятельность Чернышевского и Добролюбова придала "Современнику” огромное значение в истории прогрессивного движения в России. Такое руководящее положение не могло не создать ему многочисленных противников; очень многие с крайним недоброжелательством следили за возрастающим влиянием органа Чернышевского и Добролюбова на молодое поколение. К началу 60-х годов соотношение русских партий и единодушие прогрессивного движения значительно видоизменяются. С освобождением крестьян и подготовкой большей части "великих реформ” освободительное движение и в глазах правящих сфер, и в сознании значительной части умеренных элементов общества получило законченность; дальнейшее следование по пути перемен государственного и общественного строя начинало казаться ненужным и опасным. Но настроение, во главе которого стоял Чернышевский, не считало себя удовлетворенным и все порывистее стремилось вперед. В конце 1861 и начале 1862 г. общая картина политического положения резко изменилась. Разразились студенческие беспорядки в петербургском университете, усилилось польское брожение, появились призывающие молодежь и крестьян к бунту прокламации, произошли страшные петербургские пожары, в которых, без малейшего основания, но очень упорно видели связь с нарождением в молодежи революционных настроений. Добродушное отношение к крайним элементам совершенно исчезло. В мае 1862 г. "Современник” был закрыт на 8 месяцев, а 12 июня 1862 года Чернышевский был арестован и заключен в Петропавловскую крепость. Почти два года он провел в Алексеевском равелине Петропавловской крепости. Сначала ему не могли предъявить никаких обвинений. Затем были сфабрикованы фальшивые обвинения, появились фальшивые свидетели и предъявлены обвинения за высказанные в статьях в "Современнике” идеи. Несмотря на несостоятельность обвинения (по царским законам нельзя было судить автора за статьи, пропущенные цензурой) сенат вынес строжайший приговор: лишение всех прав и состояния, четырнадцать лет каторги и вечное поселение в Сибири. Царь сократил срок каторги до семи лет. 19 мая 1864 года над Чернышевским был совершен обряд "гражданской казни”, и на другой день его увезли на каторжные работы. Решение это вызвало ошеломление в обществе. И в Петропавловской одиночке, и на допросах следственной комиссии, и в сенате Чернышевский держался мужественно, твердо, с великим достоинством, и когда ему перед гражданской казнью публично прочитали приговор, "преступник стоял надменно, обращая взгляды на публику”. Когда истек срок пребывания Чернышевского на каторге, его, вместо того, чтобы определить на поселение, продержали в каторжной тюрьме полтора года, а потом повезли к полюсу холода, в Вилюйск, где его посадили в острог и содержали по специально разработанной инструкции. Где бы ни был Чернышевский, в каких бы тяжелых условиях он не находился, он продолжал делать свое дело. В Петропавловской крепости им был написан роман "Что делать?”, что делать для появления нового будущего. Его герои были носителями идей автора. Как ни странно, самые светлые его страницы были написаны в дни голодовки, объявленной Чернышевским в знак протеста против действия властей. Роман "Что делать?” Чернышевский посвятил своей жене Ольге Сократовне. Первые 3 года своего пребывания в Сибири Чернышевский провел в Кадае, на монгольской границе, а затем был водворен на Александровский завод Нерчинского округа. Во время пребывания в Кадае ему было разрешено трехдневное свидание с женой и двумя маленькими сыновьями. Жилось Чернышевскому в материальном отношении сравнительно не особенно тяжело, потому что политические арестанты в то время настоящей каторжной работы не несли. Он не был стеснен ни в общении с другими заключенными, ни в прогулках; одно время он даже жил в отдельном домике. Он очень много читал и писал, но все написанное немедленно уничтожал. Одно время на Александровском заводе устраивались спектакли, и Чернышевский сочинял для них небольшие пьесы. В 1871 г. закончился срок каторги, и Чернышевский должен был перейти в разряд поселенцев, которым самим предоставлялось избрать место жительства в пределах Сибири. Жизнь Чернышевского на каторге в Кадае, на Нерчинских рудниках, а потом в Вилюйске — пример стойкости и мужества. Он продолжает писать и переводить, обдумывать судьбы России и всего человечества, задумывает цикл произведений о русской жизни. Самым значительным в эти годы является его роман "Пролог”. В письмах из Сибири Чернышевский бодр и спокоен, никого не расстраивает жалобами. Вместе с тем письма его полны забот о жене и детях. Он делится своими знаниями с сыновьями, дает им советы как жить, чем надо заниматься. Ольгу Сократовну всегда называет другом, беспокоится о ее здоровье, восхищается ее характером. Несколько раз русские революционеры пытались освободить Чернышевского, но царские власти не хотели позволить ему выйти из острога. Лишь летом 1883 года новый царь Александр III под давлением общественности разрешил больного цингой и ревматизмом Чернышевского перевезти в Астрахань. С 1885 г. начинается последний период деятельности Чернышевского. Он написал предисловие к "Всемирной истории” Вебера, статью в "Русских Ведомостях” (1885) "Характер человеческого знания”, поэму из древнекарфагенской жизни "Гимн Деве Неба” ("Русская Мысль”, 1885, № 7) и большую статью, подписанную псевдонимом Старый трансформист (все другие работы и переводы астраханского периода подписаны псевдонимом Андреев) — "Происхождение теории благотворности борьбы за жизнь” ("Русская Мысль”, 1888, № 9). Статья "Старого Трансформиста” обратила на себя внимание и поразила своей манерой: странно было в ней пренебрежительно-насмешливое отношение к Дарвину и сведение теории естественного отбора к буржуазной выдумке, созданной для оправдания эксплуатации рабочего класса буржуазией. Некоторые, однако, усматривали в этой статье прежнего Чернышевского, привыкшего подчинять все интересы, в том числе и чисто научные, целям борьбы за общественные идеалы. В 1885 г. друзья устроили для Чернышевского перевод 15-томной "Всеобщей Истории” Вебера у известного издателя-мецената К. Т. Солдатенкова. Эту огромную работу Чернышевский выполнял с изумительной энергией, переводя в год по 3 тома, каждый в 1000 страниц. До V тома он переводил буквально, но затем стал делать большие сокращения в Веберовском тексте, который, вообще, ему очень не нравился своей устарелостью и узко-немецкой точкой зрения. Взамен выброшенного он стал прибавлять, в виде предисловий, ряд все разраставшихся очерков: "о правописании мусульманских и в частности арабских имен”, "о расах”, "о классификации людей по языку”, "о различиях между народами по национальному характеру”, "общий характер элементов, производящих прогресс”, "климаты”. К быстро последовавшему за первым 2-му изданию 1-го тома Вебера Чернышевский приложил "очерк научных понятий о возникновении обстановки человеческой жизни и о ходе развитии человечества в доисторические времена”. В Астрахани Чернышевский успел перевести 11 томов Вебера. В июне 1889 г., по ходатайству бывшего тогда астраханским губернатором князя Л. Д. Вяземского, ему разрешено было поселиться в родном Саратове. Там он с прежней энергией принялся за Вебера, успел перевести 2/3 XII тома и, ввиду того, что перевод приходил к концу, стал подумывать о новом грандиозном переводе — 16-томного "Энциклопедического Словаря” Брокгауза. Но чрезмерная работа надорвала старческий организм, питание которого шло очень плохо вследствие обострения давней болезни — катара желудка. Проболев всего 2 дня, Чернышевский скончался в ночь с 16 на 17 октября 1889 г. от кровоизлияния в мозг. Библиографический список 1. Энциклопедия Брокгауза и Эфрона (электронная версия), Адепт, 2003 г. 2. Чернышевский Н. М. Повесть о Чернышевском. 1969. 3. Чернышевский Н. Г. Прекрасное есть жизнь. М. 1978. | |
Категория: Литература | Добавил: Admin (23.07.2011) | |
Просмотров: 2033 | |
Всего комментариев: 0 | |