Камеральная налоговая проверка: цели и методы проведения
Одной из самых распространенных форм осуществления налоговыми органами контроля полноты и своевременности уплаты налогов являются камеральные налоговые проверки, которые проводятся в отношении каждого налогоплательщика. Камеральная проверка проводится по местонахождению налогового органа. Для выполнения камеральной проверки налогоплательщик представляет в налоговые органы налоговые декларации по уплачиваемым налогам, а также бухгалтерскую отчетность. В бухгалтерскую отчетность входят: · форма № 1 «Бухгалтерский баланс»; · форма № 2 «Отчет о прибылях и убытках»; · форма № 3 «Отчет об изменениях капитала»; · форма № 4 «Отчет о движении денежных средств»; · форма № 5 «Приложение к бухгалтерскому балансу»; · форма № б «Отчет о целевом использовании денежных средств». Камеральная налоговая проверка осуществляется без специального разрешения руководителя налогового органа только в течение трех месяцев с момента представления налогоплательщиком всех необходимых документов. При камеральной проверке налоговые органы изучают: · правильность заполнения налоговых деклараций и их соответствие требованиям действующего законодательства; · правильность исчисления налогов, применения налоговых льгот и налоговых ставок. При камеральной проверке налоговые органы имеют право истребовать у налогоплательщика документы, подтверждающие данные, отраженные в налоговой декларации. В случае обнаружения неточностей, неясностей и противоречий налоговый орган уведомляет об этом налогоплательщика с требованием внести необходимые изменения. Налогоплательщик освобождается от налоговой ответственности, если изменения в декларацию вносятся в том числе до выездной налоговой проверки. На сумму доплат по налогам, которая выявляется в результате камеральной налоговой проверки, налоговые органы предъявляют требования об уплате налога. На сегодняшний день камеральные проверки заняли лидирующее положение в системе налогового контроля, что обусловлено рядом факторов: 1) камеральная проверка — наименее трудоемкая форма налогового контроля (затраты труда на ее проведение на несколько порядков ниже, чем на проведение выездной проверки) и в наибольшей степени поддается автоматизации; 2) данным видом налогового контроля, как правило, можно охватить 100% налогоплательщиков, представивших налоговую отчетность в налоговые органы, а выездные проверки налоговые органы имеют возможность проводить лишь у 20-25% налогоплательщиков, причем каждый налогоплательщик, сдающий отчетность, кроме крупных, подвергается камеральной проверке один раз в квартал, а крупный — один раз в месяц; 3) в последнее время камеральные проверки стали более эффективными за счет того, что они заключаются не только в контроле показателей налоговой отчетности, но и стали включать в себя анализ уровня и динамики основных показателей финансово-хозяйственной деятельности организации, сравнительный анализ с использованием данных по аналогичным организациям, проверку логической связи между разными отчетными показателями, проверку отчетных показателей на предмет сопоставления с данными внешних источников и др.; 4) эффективность камеральных проверок по общей сумме дополнительно начисленных налогов год от года повышается; 5) сегодня налоговые органы имеют возможность проводить камеральный анализ по результатам камеральных проверок с помощью применения программно-информационных комплексов для отбора налогоплательщиков в целях выполнения выездных проверок. Вполне возможно, что в будущем камеральные налоговые проверки станут основным видом налогового контроля. Налоговая декларация — это письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах, произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах, начисленной и подлежащей перечислению в бюджет сумме налога. Налоговая декларация должна содержать ряд сведений, перечисленных в таблице. Данные налоговой декларации Для юридических лицДля физических лиц | |
Просмотров: 4545 | |
Всего комментариев: 0 | |