Содержание понятий педагогическая деятельность, обучение, педагогическое общение Педагогическая деятельность Под педагогической деятельностью понимается сложно организованная система различных видов деятельности, а именно:
1) деятельность обучающего непосредственно преподавателя (основной компонент педагогической деятельности);
2) деятельность методиста, конструирующего приемы и методы обучения;
3) также методическая деятельность, но направленая на построение учебных средств, учебных предметов;
4) деятельность по увязыванию учебных предметов в одно целое – составление учебных программ. Педагогическая деятельность является особой организационно-управленческой деятельностью, организующей учебную деятельность ученика и управляющей ею. Можно рассматривать педагогическую деятельность как средство управления учебной деятельностью и как понимание сознания ученика и организацию понимания. Понимание значит систематическое становление на его внутреннюю точку зрения, понимание изнутри другого человека. А также педагог должен организовать и понимать себя. Все это приходит с опытом, к приобретению которого нужно стремиться. Таким образом, педагогическое действие является коммуникативным, диагностическим актом. В связи с этим необходимо отметить то, что «учебные знания возникают в тех условиях, когда деятельность не передается непосредственно, и тогда они выполняют функцию опосредования передачи деятельности». Вначале обучают простым видам деятельности. Система обучения строится как цепь технологического процесса, через который пропускается человек. В конце этого процесса он выходит совершенно преобразованный, усвоив совокупность необходимых обществу социокультурных способностей. Обучение Как отмечалось выше, педагогическая деятельность в целом является сложно организованной системой ряда деятельностей. И самая первая из них – обучающая, непосредственная деятельность преподавателя, собственно и осуществляющего обучение. Остальные обслуживают ее: методическая деятельность и деятельность программирования. Под обучением понимают «процесс активного взаимодействия между обучающим и обучаемым, в результате которого у обучаемого формируются определенные знания и умения на основе его собственной активности». Обучение – это процесс активного взаимодействия между обучающим и обучаемым, в результате которого у обучаемого формируются определенные знания и умения на основе его собственной активности. Педагог создает для активности обучаемого необходимые условия, направляет ее, контролирует, предоставляет информацию. Функция обучения состоит в максимальном приспособлении средств для формирования у детей способности к деятельности. В связи с понятием обучения следует различать понятия функций, форм и методов обучения. Функция обучения состоит в максимальном приспособлении знаковых и вещественных средств для формирования у людей способности к деятельности. Методы обучения – последовательное чередование способов взаимодействия учителя и учащихся, направленное на достижение определенной цели посредством проработки учебного материала. Различают методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемное изложение, частично поисковый, исследовательский. Форма обучения – это организованное взаимодействие преподавателя и учащихся в ходе получения ими знаний. Выделяют формы обучения: фронтальная, индивидуальная, групповая, классно-урочная, вечерняя, очная, заочная и т.д. Педагогическое общение Несмотря на то, что общение обучающего с обучающимся исторически возникло вместе с началом процесса передачи социального опыта и до сих пор не прекращается, понятие педагогическое общение родилось недавно. И было оно введено В. А. Кан-Калликом и А. А, Леонтьевым. Если рассматривать данное понятие в формальном смысле, то педагогическое общение – это профессиональное общение отдельного педагога или группы педагогов (педколлектива) с обучаемыми в процессе обучения и воспитание последних как в урочное, так и во вне урочное время. Рассматривая же данное понятие с психолого-педагогической точки зрения можно говорить о том, что педагогическое общение – это способ реализации приемов и методов педагогического воздействия с целью эффективного усвоения программы или развитие личности ученика, или то и другое вместе. Благодаря этим Педагогическое общение требует хорошо развитых умений параллельно использовать широкого арсенала средств и языков общения для одновременного воздействия с особенностями педагогического общения, благодаря которым его следует квалифицировать как один из наиболее трудных видов профессионального общения. Перечислим некоторые из них: 1. Педагогическое общение представляет сложный конгломерат делового и личностного общения; 2. На практике каждый преподаватель так или иначе сталкивается со специфическими большим числом партнеров; 3. Учитель редко может себе позволить роскошь чистого общения: как правило оно осуществляется с другими видами и компонентами деятельности учителя; 4. Как правило, педагогическое общение пролонгировано и может продолжаться годами. Ситуация №3. Из другой школы в 7 класс переводят мальчика, который вследствие продолжительной болезни вынужден второй год учиться в 7 классе. Попытка скрыть тот факт, что новый ученик – «второгодник», не удается. На первом же уроке его неправильный ответ сопровождается смехом и язвительным замечанием соседа по парте: «Что Вы от него хотите? Он же «второгодник»!». Прежде всего, отметим то, что решение любой проблемы, и в частности этой, зависит от позиции педагога. Все учителя ведут себя по-разному, но позиция по отношению к ребенку всегда должна проявляться явно и отчетливо. Под позицией будем понимать расположение учителя по отношению к ребенку как объекту воспитательного влияния, организуемого и корректируемого им же. Применительно к описанной выше ситуации, ее разрешение также зависит от позиции педагога. С точки зрения выбора позиции можно предложить следующее. Учителю необходимо ориентироваться на социально-ценностные отношения, «встать вместе, рядом» с ребенком, чтобы прожить «вместе с детьми всю богатейшую палитру человеческих отношений». Ключевое в избрании позиции – принятие личности ребенка как данности. Данность – это результат предшествующего развития. Его нужно учитывать, корректировать или развивать, в зависимости от ситуации. Описанная же ситуация сложилась из-за того, что учитель сам воспринял ребенка как «второгодника» со всеми вытекающими последствиями. Если педагог занял позицию «далеко» и «над», то он пытается уйти от обсуждения проблемы, решая ее волевым нажимом на учеников. А это приведет только к еще большему отчуждению «новенького». Библиографический список 1. Большой психологический словарь. Под ред. Мещерякова Б. Г., Зинченко В. П. – СПб., 2003. 2. Волкова Е. Трудные дети или трудные родители. – М.: МПА, 1992. 3. Воспитание детей в школе: Новые подходы и новые технологии/Под ред. Н.Е.Щурковой. – Новая школа, 1998. 4. Практикум по возрастной и педагогической психологии: Учебное пособие для студентов пед. ин-тов/под ред. А.И.Щербакова. М.: Просвещение, 1987. 5. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. СПб.: ЗАО «Издательство "Питер”», 1999. 6. Самыгин С.И., Столяренко Л.Д. Педагогика. Ростов н/Д: Феникс, 2003. 7. Социальная психология: Учебное пособие для студентов пед. ин-тов/А.В.Петровский, В.В.Абраменкова и др.; под ред. А.В.Петровского. – М.: Просвещение, 1987. |