• Открыта тема на форуме - Трансляция видео с веб камер Хабаровска
  • Добавлена в библиотеку новая тема - Упрощенная Система Налогообложения
  • Добавлена новая игра - Gridshock
  • Добавлена веб камера набережная Хабаровска
Место для вашей рекламы.

Методика преподавания


Методика преподавания Введение В свете модернизации образовательных систем, школа – в широком смысле этого слова – должна стать важнейшим фактором гуманизации общественно-экономических отношений, формирования новых жизненных установок личности. Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны. Идея гуманизации в современной отечественной педагогике трансформировалась из теории личности. В настоящее время в гуманистическом движении отмечается становление основ гуманистической парадигмы. В новой парадигме образования формирование личности – это полное духовное становление человека, осознаваемое его собственным интеллектом. Научить ориентироваться в новой среде, согласовывать себя не только с природой, но и с социумом может педагог, основывающий свою дидактику на методологии современной науки, владеющий методами совершенствования личности, способный к саморазвитию и управлению развитием воспитуемых. Преподаватель психологии, как современный педагог, стремящийся соответствовать требованиям гуманистической педагогики, должен обладать высоким уровнем профессионализма, когнитивными и эмоциональными качествами, позволяющими успешно воспитывать личность, способную достойно адаптироваться в современном обществе. В своей работе мы рассматриваем те особенности личности, которыми должен обладать преподаватель психологии для плодотворной деятельности в свете современной концепции образования. Первая часть работы посвящена понятию личности вообще и ее структуре. Во второй части мы рассмотрим личность преподавателя, необходимые ему качества, знания и особенности его социокультурной и когнитивной подготовки. Цель работы: проанализировать модель личности современного преподавателя психологии. Задачи: исследовать понятие личности и ее структуру; рассмотреть особенности личности преподавателя и его подготовки. Объект исследования: личность. Предмет исследования: особенности личности преподавателя психологии. Метод исследования: анализ психолого-педагогической литературы. Личность Понятие личности Личность – это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих. Личность, как и все специфически человеческое в психике формируется и раскрывается в ходе активного взаимодействия со средой окружающей и предметной, путем усвоения или присвоения индивидом общественно выработанного опыта. В этом опыте непосредственно к личности относятся системы представлений о нормах и ценностях жизни – об общей направленности человека, отношениях к другим, к себе, к обществу и пр. В разные времена и в разных культурах эти системы различны, но смысл их от этого не меняется и может выражаться посредством понятий «объективного предбытия» или «социальных планов (программ)» личности. Общество организует специальную активность, направленную на реализацию этих планов. Но каждый индивид тоже активен, и активность общества встречается с его активностью; процессы, которые при этом разыгрываются, и составляют самые главные, порой, драматичные события, в ходе формирования и жизни личности. Социальная ситуация развития, где происходит социальное развитие личности, динамична. Наряду с динамикой развития личности в пределах относительно стабильной возрастной стадии развертывается динамика последовательного включения личности в различающиеся по уровню развития общности, каждая из которых доминирует в определенные возрастные периоды. 2. Структура личности Рассмотрим структуру личности. В нее обычно включаются способности, темперамент, характер, волевые качества, эмоции, мотивация, социальные установки. Способности понимаются как индивидуально-психологические устойчивые свойства человека, выражающие его готовность к овладению определенными видами деятельности и к их успешному выполнению, определяющие его успехи в различных видах деятельности. Под ними понимается высокий уровень интеграции и генерализации психических процессов, свойств, отношений, действий и их систем, отвечающих требованиям деятельности. Способности обнаруживаются в процессе овладения деятельностью в том, насколько человек при прочих равных условиях быстро и основательно, легко и прочно осваивает способы ее организации и осуществления. Как показатели способностей могут рассматриваться: 1) темп продвижения в овладении деятельностью; 2) широта переноса формирующихся психических качеств; 3) соотношение нервно-психических затрат и конечного результата деятельности. Темперамент включает качества, от которых зависят реакции человека на других людей и социальные обстоятельства. Под ним обычно понимают те индивидуальные свойства, которые в наибольшей мере зависят от природных способностей человека. Это – индивидуальная характеристика человека со стороны динамических особенностей его психической деятельности: интенсивности, скорости, темпа, ритма психических состояний и процессов. Выделяются три сферы проявления темперамента: общая активность, особенности моторной сферы и свойства эмоциональности. Характер содержит качества, определяющие поступки человека в отношении других людей. В узком смысле – определяется как совокупность устойчивых свойств индивида, в которых выражаются способы его поведения и эмоционального реагирования. В структуре личности характер наиболее полно отражает ее целостность. Волевые качества – сторона сознания, его деятельное и регулирующее начало, призванное создать усилие и удерживать его так долго, как это необходимо. Способность человека, проявляющаяся в самодетерминации и саморегуляции им своей деятельности и различных психических процессов. Благодаря им, человек может по собственной инициативе, исходя из осознанной необходимости, выполнять действия в заранее спланированном направлении и с заранее предусмотренной силой. Более того, он может соответственно организовать и направить свою психическую деятельность. Эмоции – психическое отражение в форме непосредственного пристрастного переживания смысла жизненных явлений и ситуаций, обусловленного отношением их объективных свойств к потребностям субъекта. Эмоции человека – продукт общественно-исторического развития. Они относятся к процессам внутренней регуляции поведения. Будучи субъективной формой выражения потребностей, они предшествуют деятельности по их удовлетворению, побуждая и направляя ее. Эмоциональный опыт изменяется и обогащается в ходе развития личности в результате сопереживания, возникающего в общении с другими людьми, при восприятии произведений искусства, под влиянием средств массовой информации. Мотивация – ее составляют побуждения, вызывающие активность организма и определяющие ее направленность. Осознаваемые или неосознаваемые психические факторы, побуждающие индивида к совершению определенных действий и определяющие их направленность и цели. В широком смысле термин используется во всех областях психологии, исследующих причины и механизмы целенаправленного поведения человека и животных. Установка – по Узнадзе – готовность, предрасположенность субъекта к восприятию будущих событий и действиям в определенном направлении. Она обеспечивает устойчивый целенаправленный характер протекания соответствующей деятельности, служит основой целесообразной избирательной активности человека. Речь идет именно о готовности к предстоящему действию. Если навык относится к периоду осуществления действия, то установка – к периоду, который ему предшествует. Понятие социальной установки – аттитюда – введено в социальную психологию и социологию для обозначения субъективных ориентаций индивидов как членов группы (или общества) на некие ценности, предписывающих определенные социально принятые способы поведения. Эмоции и мотивация – это, соответственно, переживания и побуждения к деятельности, а социальные установки – это убеждения и отношения людей. Подводя черту под описанием понятия личности, заметим, что из всех определений личности, предложенных в начале экспериментального периода разработки проблемы личности, по мнению исследователей, наи­более удачным оказалось то, которое было дано Г. Оллпортом: личность есть прижизненно формирующаяся индивидуально свое­образная совокупность психофизиологических систем – черт лич­ности, которыми определяются своеобразное для данного человека мышление и поведение. Особенности личности преподавателя Преподаватель и педагог Рассматривая понятия «преподаватель» и «педагог», данные в Большом энциклопедическом словаре, можно увидеть, что различия между этими понятиями не велики. Педагог – (от греч. – воспитатель), 1) лицо, ведущее практическую работу по воспитанию, образованию и обучению детей и молодёжи и имеющее специальную подготовку в этой области (учитель общеобразовательной школы, преподаватель профессионально-технического учебного заведения, среднего специального учебного заведения, воспитатель детского сада и т. д.). 2) Учёный, разрабатывающий теоретические проблемы педагогики. Преподаватель – работник высших, средних специальных и профессионально-технических учебных заведений, ведущий какой-либо предмет и воспитательную работу (в общеобразовательной школе – учитель). Оба эти понятия близки слову «учитель». Таким образом, проанализировав их определения, мы можем заключить, что педагогическая функция имеет место и в преподавательской деятельности. Педагогическая функция Педагогическая функция – это предписанное педагогу направление применения профессиональных знаний и умений. Главными направлениями приложения педагогических усилий являются обучение, образование, воспитание, развитие и формирование учащихся и студентов. В каждом из них учитель выполняет множество конкретных действий, так что функции его часто спрятаны и не всегда подразумеваются явно. Все же, посмотрев в корень педагогического дела, мы установим, что лежит в основе профессиональной педагогической деятельности и выясним: что главная функция преподавателя – управление процессами обучения и воспитания. Не учить, а направлять учение, не воспитывать, а руководить процессами воспитания призван преподаватель. Не за студента, а вместе с ним: показать, помочь, направить его усилия. И чем он отчетливее понимает эту свою главную функцию, тем больше самостоятельности, инициативы, свободы предоставляет своим ученикам. Настоящий мастер своего дела остается в учебно-воспитательном процессе как бы «за кадром», за пределами свободно осуществляемого учениками, а на самом деле – управляемого педагогом выбора. Следовательно, сердцевина педагогического труда в управлении всеми теми процессами, которые сопровождают развитие личности. Педагогические способности Педагогические способности – качество личности, выражающееся в склонности к работе с учениками, студентами, любви к ним, получению удовольствия от общения с ними. В структуре педагогических способностей выделяются следующие компоненты: гностический, конструктивный, организаторский и коммуникативный. Гностический компонент – это система знаний и умений преподавателя, составляющих основу его профессиональной деятельности, а также определенные свойства познавательной деятельности, влияющие на ее эффективность. К последним относится умение строить и проверять гипотезы, быть чувствительным к противоречиям, критически оценивать полученные результаты. Система знаний включает мировоззренческий, общекультурный уровни и уровень специальных знаний. К общекультурным знаниям относятся знания в области искусства и литературы, осведомленность и умение ориентироваться в вопросах религии, права, политики, экономики и социальной жизни, в экологических проблемах; наличие содержательных увлечений. Низкий уровень их развития ведет к односторонности личности и ограничивает возможности влияния на студентов (учащихся). Специальные знания включают знания предмета, а также знания по педагогике, психологии и методике преподавания. Важной составляющей гностического компонента педагогических способностей являются знания и умения, составляющие основу собственно познавательной деятельности, т.е. деятельности по приобретению новых знаний. Если гностические способности составляют основу деятельности преподавателя, то определяющими в достижении высокого уровня педагогического мастерства выступают конструктивные и проектировочные способности. Именно от них зависит эффективность использования всех других знаний, которые могут или остаться мертвым грузом, или активно включиться в обслуживание всех видов педагогической работы. Психологическим механизмом реализации этих способностей служит мысленное моделирование воспитательно-образовательного процесса. Проектировочные способности обеспечивают стратегическую направленность педагогической деятельности и проявляются в умении ориентироваться на конечную цель, решать актуальные задачи с учетом будущей специализации студентов, при планировании курса учитывать его место в учебном плане и устанавливать необходимые взаимосвязи с другим дисциплинами и т.п. Такие способности развиваются лишь с возрастом и стажем. Конструктивные способности обеспечивают реализацию тактических целей: структурирование курса, подбор конкретного содержания для отдельных разделов, выбор форм проведения занятий и т.п. Решать проблемы конструирования воспитательно-образовательного процесса в вузе приходится ежедневно каждому педагогу-практику. Организаторские способности служат не только организации собственно процесса обучения студентов, но и самоорганизации деятельности преподавателя в вузе. Долгое время им приписывалась подчиненная роль; условия подготовки специалистов в вузах традиционно оставались неизменными, а в организации учебной деятельности студентов предпочтение отдавалось проверенным временем и хорошо освоенным формам и методам. Кстати, установлено, что организаторские способности, в отличие от гностических и конструктивных, снижаются с возрастом. Выделены главные группы способностей: Организаторские; проявляются в умении учителя сплотить учащихся, занять их полезным делом, разделить обязанности, спланировать работу, подвести ее итоги и т. д. Дидактические; выражаются в умении подобрать и подготовить учебный материал, наглядность, оборудование, доступно, ясно, выразительно, убедительно и последовательно изложить знания, направить в нужное русло развитие познавательных интересов, духовных потребностей учащихся. Рецептивные, проявляющиеся в умении проникать в духовный мир воспитанников, объективно оценивать их эмоциональные состояния, выявлять особенности поведения, диагностировать результаты учебно-воспитательной деятельности. Коммуникативные; проявляются в умении преподавателя устанавливать профессионально целесообразные отношения со студентами, коллегами, руководителями учебного заведения. Суггестивные; заключаются в эмоционально-волевом влиянии на учеников. Исследовательские, проявляющиеся в умении учителя понять и объективно оценить педагогические ситуации и процессы, спрогнозировать будущие результаты в зависимости от применяемых методов педагогической деятельности. Научно-познавательные; сводящиеся к способности преподавателя овладевать новыми научными знаниями и технологиями педагогического труда. Специалисты склоняются к выводу, что отсутствие ярко выраженных педагогических способностей может быть компенсировано развитием других важных профессиональных качеств — трудолюбия, честного и серьезного отношения к своим обязанностям, постоянной работой над собой. Педагогическое мастерство От уровня развития коммуникативной способности и компетентности в общении зависит легкость установления контактов преподавателя со студентами и другим преподавателями, а также эффективность этого общения с точки зрения решения педагогических задач. Общение не сводится только к передаче знаний, но выполняет также функцию эмоционального заражения, возбуждения интереса, побуждения к совместной деятельности и т.п. Отсюда – ключевая роль общения наряду с совместной деятельностью (в которой оно также всегда занимает важнейшее место) в воспитании учащихся. Преподаватели вуза должны теперь стать не столько носителями и передатчиками научной информации, сколько организаторами познавательной деятельности студентов, их самостоятельной работы, научного творчества. Можно выделить несколько компонентов педагогического мастерства (Д. Аллен, К. Раин). Элементы этой микросхемы могут служить показателями уровня освоения педагогической деятельности. 1. Варьирование стимуляции учащегося (может выражаться, в частности, в отказе от монологичной, монотонной манеры изложения учебного материала, в свободном поведении преподавателя в аудитории и т.п.). 2. Привлечение интереса с помощью захватывающе го начала, малоизвестного факта, оригинальной или парадоксальной формулировки проблемы и т.п.). 3. Педагогически грамотное подведение итогов занятия или его отдельной части. 4. Использование пауз или невербальных средств коммуникации (взгляда, мимики, жестов). 5. Искусное применение системы положительных и отрицательных подкреплений. 6. Постановка наводящих вопросов и вопросов проверочного характера. 7. Постановка вопросов, подводящих учащегося к обобщению учебного материала. 8. Использование задач дивергентного типа с целью стимулирования творческой активности. 9. Определение сосредоточенности внимания, степени включенности студента в умственную работу по внешним признакам его поведения. 10. Использование иллюстраций и примеров. 11. Использование приема повторения. Основными компонентами педагогической культуры являются: 1) профессиональные знания и умения; 2) личностные качества педагога; 3) опыт творческой деятельности. Педагог должен владеть следующими типами профессиональных знаний: методологические знания, теоретические знания, методические и технологические знания; а также следующими профессиональными умениями: информационными, организаторскими, коммуникативными, прикладными умениями, умениями владения педагогическими техниками, постановки цели, анализа и самоанализа, воспитательной работы. Можно выделить три уровня педагогической культуры: репродуктивный, профессионально-адаптивный, профессионально-творческий уровень. Профессиональная компетентность Личностные качества педагога неотделимы от профессиональных (рис.1). Рис.1. Профессия преподавателя требует специальных знаний, умений, способов мышления, стилей общения. Среди них: владение предметом преподавания, методикой преподавания предмета, психологическая подготовка, общая эрудиция, широкий культурный кругозор, педагогическое мастерство, профессиональный оптимизм, владение технологиями педагогического труда, организаторские умения и навыки, педагогическая техника, владение технологиями общения, ораторское искусство и т.д. Коммуникативные приемы Установлению оптимального педагогического общения на занятиях помогает использование следующих коммуникативных приемов: • приемы профилактики и снятия блокирующих коммуникативных аффектов (коммуникативной заторможенности, неловкости, подавленности, скованности, неуверенности в общении); • создание на занятии атмосферы защищенности при общении студентов с преподавателями; • одобрение, поддержка посредством придания ценности самой попытке ответа, самому факту участия в диалоге; • одобрение практики обращения студентов за помощью к преподавателю или товарищам; • поощрение устных ответов по собственной инициативе студентов; • создание щадящих условий при ответе студента с ярко выраженной коммуникативной заторможенностью; • недопущение действий со стороны отдельных студентов, подавляющих творческую активность товарищей на занятии. Основные психолого-педагогические приемы обучения сочетаются при оптимальном педагогическом общении. В настоящее время необходимо осуществить переход от информационно-объяснительного обучения студентов к деятельностному, развивающему. Важными становятся не только усвоенные в вузе знания, но и способы усвоения, мышления и учебной деятельности, развитие познавательных сил и творческого потенциала студента. А этого можно добиться только при условии демократичности методов обучения, раскрепощения студентов, разрушения искусственных барьеров между преподавателями и студентами. Развивающее обучение предполагает переход от типичной для традиционного обучения схемы «услышал – запомнил – пересказал» к схеме «познал путем поиска вместе с преподавателем и товарищами – осмыслил – запомнил – способен оформить свою мысль словами – умею применить полученные знания в жизни». Успешное педагогическое общение и взаимодействие педагога с обучаемыми предполагает наличие у педагога следующих психологических качеств и способностей: 1) интерес к людям и работе с ними, наличие потребности и умений общения, общительность, коммуникативные качества; 2) способность эмоциональной эмпатии и понимания людей; 3) гибкость, оперативно-творческое мышление, обеспечивающее умение быстро и правильно ориентироваться в меняющихся условиях общения, быстро изменять речевое воздействие в зависимости от ситуации общения, индивидуальных особенностей студентов; 4) умение ощущать и поддерживать обратную связь в общении; 5) умение управлять собой, своим психическим состоянием, своим телом, голосом, мимикой, умение управлять настроением, мыслями, чувствами, умение снимать мышечные зажимы; 6) способность к спонтанности (неподготовленной коммуникации); 7) умение прогнозировать возможные педагогические ситуации, последствия своих воздействий; 8) хорошие вербальные способности: культура, развитость речи, богатый лексический запас, правильный отбор языковых средств; 9) владение искусством педагогических переживаний, которые представляют собой сплав жизненных, естественных переживаний педагога и педагогически целесообразных переживаний, способных повлиять на студентов в требуемом направлении; 10) способность к педагогической импровизации, умение применять все разнообразие средств воздействия (убеждение, внушение, заражение, применение различных приемов воздействия, «приспособлений» и «пристроек»). Профессионально необходимые качества преподавателя – выдержка и самообладание. Профессионал всегда, даже при самых неожиданных обстоятельствах сохраняет за собой лидерство. Средства повышения эффективности воздействия: • «приспособления» – система приемов (мимических, речевых, психологических): одобрение, совет, недовольство, намек, просьба, осуждение, юмор, насмешка, приказ, доверие, пожелание и пр. (до 160 видов); • «пристройки или достройки» – приспособление своего тела, интонации и стиля общения к другому человеку для того, чтобы затем приспособить его поведение к целям педагога; • усиление воздействия через повышение голоса в начале фразы по сравнению с предыдущей; смена способов словесного воздействия: переход от сложного к простому, от простого к сложному; рельефное выделение фраз; резкая смена способов общения. В условиях импровизации (вследствие возникновения неожиданной ситуации) у педагогов возможны разные типы поведения: 1) естественный тип: плодотворные импровизационные действия не вызывают у педагога психологических и эмоциональных затруднений, 2) напряженно-преобразовательный тип: происходит мобилизация всех ресурсов личности на преодоление возникшей трудности; 3) преднамеренно-уклончивый тип: сознательное уклонение педагога от преодоления неожиданной педагогической ситуации («не заметить»); 4) непроизвольно-тормозной тип: растерянность и полная заторможенность действий педагога; 5) эмоциональный срыв: педагог действует бесконтрольно, бессистемно, усугубляя конфликт, неумение управлять собой или скрывать свои чувства; 3) неадекватный тип: педагог скрывает свои чувства, но не способен их преобразовать в педагогически целесообразные переживания и действия. Преподаватель психологии Каждый преподаватель психологии должен иметь твердые знания, умения и навыки, необходимые для своей профессиональной деятельности. Очевидно, что ему должны быть присущи все описанные выше качества личности преподавателя в целом. Мы можем лишь конкретизировать те специфические, предметные профессиональные знания, умения и навыки, которыми он обязан обладать. Современный преподаватель психологии должен обладать знаниями: по истории становления психологической науки. о методологических основах психологии как науки. о методах и приемах преподавательской деятельности. по психодиагностике. о методах математической статистики в психологии. об экспериментальной психологии. об образовательных системах. по структурно-функциональной организации нервно-психической деятельности. по психофизиологии и психофизики. о различных теориях и подходах изучения личности. о различных теоретических подходах к изучению и развитию сознания и познавательных процессов, речи и мышления, психического склада личности и ее эмоциональной сферы. о законах формирования личности. о механизмах психологической защиты. по возрастной психологии. по социальной психологии. по педагогической психологии. по коррекционной психологии. по специальной психологии. по инженерной психологии. по психологии менеджмента. по психологии политической деятельности. по психологии массовых явлений по психологии предпринимательства и денег и т.д. Преподаватель психологии должен обладать умениями и навыками: использовать в своей деятельности методы диагностических исследований. подготовить и провести научное психологическое исследование. использовать в своей деятельности методы математической статистики. тренера и ведущего групповых занятий; рефлексии, психокоррекции, консультирования, психологического влияния и защиты и т.д. Таким образом, преподаватель психологии обязан знать не только свою основную тему, с которой он работает в процессе своей научной и педагогической деятельности, но и все аспекты, изучаемые психологией. Прочные теоретические и методологические знания составляют основу применения любого психодиагностического и практического метода. Заключение Таким образом, мы выяснили, что модель личности современного преподавателя психологии складывается из двух составляющих: структуры личности как таковой и профессиональной компетентности. Педагогические способности (талант, признание, задатки) – важная предпосылка успешного овладения педагогической профессией, но отнюдь не решающее профессиональное качество. Важными профессиональными качествами педагога мы должны признать трудолюбие, работоспособность, дисциплинированность, ответственность, умение поставить цель, избрать пути ее достижения, организованность, настойчивость, систематическое и планомерное повышение своего профессионального уровня, стремление постоянно повышать качество своего труда и т. д. На наших глазах происходит заметная трансформация учебных заведений в производственные учреждения, предоставляющие «образовательные услуги» населению, где действуют планы, контракты, развивается конкуренция – неизбежный спутник рыночных отношений. В этих условиях особую важность приобретают человеческие качества педагога, которые становятся профессионально значимыми предпосылками создания благоприятных отношений в образовательном процессе. В ряду этих качеств порядочность, честность, ответственность, справедливость, обязательность, объективность, уважение к людям, потребность в общении, эмоциональная культура и т.д. Решение задачи коренного улучшения системы профессионального образования, качества подготовки работников в тесной взаимосвязи с развитием фундаментальной и прикладной науки имеет определяющее значение для будущего страны. Оно предполагает совместные усилия академического и педагогического сообщества, государства, предпринимательских кругов. Библиографический список 1. Бодалев А.А. Межличностное восприятие и понимание. Личность и общество. М.: Педагогика, 1983. – 312 с. 2. Большой энциклопедический словарь: В 2-х т. / Гл. ред. А.М. Прохоров. – М., 1991. Т. 2. – 768 с. 3. Волков Г.П. Психологи о педагогических проблемах. - М.,1981.– 126с. 4. Есарева З.Ф. Особенности деятельности преподавателя высшей школы. – Л., 1974. – 209 с. 5. Климов Е.А. Психология профессионала. – М., 1996. – 216 с. 6. Кузнецова А.Я. Гуманизация образования и интеллект. – Новосибирск: Лада, 1999. – 144 с.. 7. Мерлин В.С. Структура личности. Характер, способности, самосознание. – Пермь, 1990. – 456 с. 8. Немов Р.С. Психология: В 3-х кн.: кн. 1: Общие основы психологии. – М., 2002. – 688 с. 9. Подласый И.П. Курс лекций по коррекционной педагогике. – М., 2002. – 352 с. 10. Реан А.А. Человек в образовательных системах // Психология. / Под ред. А.А.Крылова. – М., 2001. – С. 563-575. 11. Словарь практического психолога / Сост. С.Ю. Головин. – Минск, 1997. – 800 с. 12. Самыгин С.И., Столяренко Л.Д. Педагогика. Ростов н /Д: Феникс, 2003. – 352 с.


Категория: Педагогика | Добавил: Admin (24.07.2011)
Просмотров: 3446 | Рейтинг: 3.5/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Реклама
Место для вашей рекламы.
Возможно вам будет интерестно также информация ниже:
Реклама
Вход на сайт
Категории раздела
  • Игрушки
  • Библиотека
  • Статистика

Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Реклама