Главная » Библиотека » История
Древняя Русь
Древняя Русь Введение О древней истории принято говорить, что она «овеяна мифами». Точнее же – она (если только речь идет о подлинной древности) рождается из мифа. И потому столь трудно бывает найти тот рубеж, где начинается собственно история – «деяния людские» - и завершается миф – деяния богов и богоравных героев. Хотя начало нашей истории хронологически соотносимо с европейским средневековьем, привычное словосочетание «Древняя Русь» имеет полное право на существование. В ней, как и в истории Шумера или Эллады, чем ближе к истокам, тем трудней разглядеть черты реальных людей сквозь марево мифа. Время и месторасположение древних славян Где же располагалась прародина славян? Эта проблема давно дискутируется в науке. Территорию прародины помещали в Среднем Подунавье, между Одером и Вислой, между Вислой и Днепром, в Припятском Полесье и т.д. По разному датировалось время выделения славян из общего массива индоевропейских народов – от III тысячелетия до н.э. до последних веков I тысячелетия н.э. В настоящее время с достаточной долей вероятности можно лишь говорить, что накануне выхода славян в VI в. н.э. на сцену Великого переселения народов под своим именем (словене) они занимали территорию примерно от верховья Одера до среднего течения Днепра. Расселение славян происходило в VI – VIII вв. по трем основным направлениям: на юг – на Балканский полуостров; на запад – в Среднее Подунавье и междуречье Одера и Эльбы; на восток и север по Восточноевропейской равнине. Соответственно, произошло и разделение славян на три ветви – южную, западную и восточную. Славяне заселили огромную территорию – от Пелопоннеса на юге до Финского залива и р.Невы на севере, от Альпийских гор, средней Эльбы и Ютландского полуострова на западе до верхней Волги, средней Оки и верхнего Дона на востоке. В ходе расселения у славян происходило разложение родоплеменного строя. В VI – VIII вв. н.э. в результате дробления и смешивания племен складывались новые славянские общности, которые носили уже не кровнородственный, а территориально-политический характер. Их названия чаще всего образовывались от местности обитания: особенностей ландшафта (например, поляне – «живущие в поле») или названия реки (например, мораване – от р.Моравы). Славянские общности имели двухступенчатую структуру: несколько относительно небольших образований, которые можно условно определить как племенные княжества, составляли, как правило, более крупные – союзы племенных княжеств. Создание территориально-политических общностей я вилось важной предпосылкой формирования государственности. На территории, вошедшей в состав Киевской Руси, известно двенадцать славянских союзов племенных княжеств. В Среднем Поднепровье обитали поляне, к северо-западу от них, южнее Припяти, - древляне, западнее древлян, до Западного Буга, - волыняне, в верховьях Днестра – хорваты, ниже по Днестру – тиверцы, а в Поднепровье, южнее полян, - уличи. На днепровском Левобережье в бассейнах Десны и Сейма располагался союз, носивший наименование Север, в бассейне р.Сож – радимичи, на верхней Оке – вятичи. Между Припятью и Двиной к северу от древлян обитали дреговичи, а в верховьях Двины, Днепра и волги – кривичи. Самая северная славянская общность, располагавшаяся в районе оз.Ильмень и р.Волхов вплоть до Финского залива, носила название словене, совпадающее с общеславянским самоназванием. Образование Древней Руси Политической стороной генезиса феодального общества у славян в VIII – X вв. было формирование раннесредневековых государств. Оно шло в двух основных формах: в Великой Моравии, на Руси, в Польше и Чехии – путем подчинения одному союзу племенных княжеств других союзов; в Сербии, Хорватии, Карантании (Словении) и у полабских славян – в пределах одного союза племенных княжеств. Особым путем формировалось Болгарское государство. Здесь произошло объединение славянского союза племенных княжеств с иноэтнической общностью – протоболгарами. За исключением территорий к югу от Дуная, отнятых славянами у Восточной Римской (Византийской) империи, славянские государства возникали в областях, не входивших в зону античной цивилизации, и феодальные отношения у них в отличие от западной Европы складывались бессинтезными, а потому замедленным путем. Государство восточных славян, получившее политико-географическое название Русь, возникло в IX – X вв. Вначале, в IX в., сформировались два протогосударственных объединения. Одним из них был союз полян с центром в Киеве. Другим – объединение словен, части кривичей и финноязычных племен на севере, в районе оз. Ильмень. Вопрос о начале государства Русь породил длительную дискуссию между так называемыми норманистами и антинорманистами, в которой важную, а порой и решающую роль играли политико-идеологические соображения. В начале XIII в. на волне свойственной эпохе Просвещения поэтизации «германского гения», возникает так называемая норманиская теория, основоположником которой был немецкий историк и филолог, член Петербургской Академии наук Г.З. Байер. Норманисты, всецело доверяя летописным известиям, делали из них вывод, что именно скандинавы – подлинные творцы российской государственности. По этой легенде накануне образования Киевской Руси северные племена славян и их соседи платили дань варягам, а южные племена находились в зависимости от хазар. Происходили постоянные междоусобные войны. В этих условиях собравшиеся на совет новгородцы послали за варяжскими князьями. Власть над Новгородом перешла в руки трех варягов – братье Рюрика, Синеуса и Трувора, старший из которых положил начало княжеской династии. В XIX и XX вв. эта теория зачастую использовалась в качестве доказательства культурной неполноценности славян, их неспособности к самостоятельному историческому развитию. Непосредственной реакцией на появление «норманизма» стало возникновение прямо противоположной теории зарождения российской государственности, у истоков которой стоял М.В. Ломоносов. «Антинорманисты», не без оснований усматривая во взглядах своих оппонентов оскорбление русского национального достоинства, решительно отрицали достоверность летописных известий о призвании Рюрика. Следует заметить, что спор между «норманистами» и «антинорманистами», даже если отбросить его идеологическую мотивацию, базируется на ложной и наивной исходной посылке, будто государство может быть «учреждено» по воле отдельной творческой личности или некоторой совокупности таковых. В действительности же оно возникает в результате закономерного, внутренне обусловленного процесса усложнения функций публичной власти и ее постепенного отделения от общества. Поэтому вопрос о том, кто первый был официально провозглашен правителем государства, с научной точки зрения, имеет второстепенное значение. Если историческая память увенчала конкретного героя лаврами основателя государства, это означает лишь то, что в его «деяниях» сфокусирован переломный момент, кульминация длительного процесса политогенеза, задолго до его рождения начавшегося и намного позже его смерти завершенного. В настоящее время сам факт призвания варягов не ставится наукой под сомнение. В истории не редкость, когда протогосударственное образование, складывающееся из разных и равновеликих этнических общностей, подобно новгородской конфедерации словен ильменских, кривичей и чуди, нуждается в некой нейтральной силе, примиряющей противоречия сторон. По мнению многих историков, призвание Рюрика представляло собой «ряд» - договор, по которому на него возлагались обязанности по организации совместной обороны и речной навигации. В пользу данной версии говорит тот факт, что и в более поздние времена подобная форма фиксации отношений между князем и городом практиковалась достаточно часто: в Западной Руси – вплоть до XIV в., в Новгороде и Пскове – до их присоединения. Преемник Рюрика Олег в конце IX в. захватил Киев и объединил два важнейших центра восточных славян. Согласно летописным данным, в 882 г. Олег сумел выманить из Киева и убить Аскольда и Дира – варягов, освободивших полян от дани хазарам и княживших в этом городе. Затем Олег подчинил древлян, северян и радимичей. Князь правил в Киеве 33 года. Таки образом, более развитое Среднее Поднепровье стало ядром государственной территории Руси, а северные земли превратились в подчиненную киевским князьям область. Преемником Олега стал Игорь (912 – 945 гг.), по летописи, сын Рюрика. Его потомков принято называть Рюриковичами. В 945 г. при сборе дополнительной дани с древлян Игорь был убит. Его вдова, княгиня Ольга, жестоко отомстила древлянам, разорив их землю и истребив знать. Сын Ольги и Игоря князь Святослав (945 – 972 гг.) уделял мало времени внутренним делам государства и прославился своим военными походами. После гибели Святослава возникла междоусобица. В ходе борьбы за власть два его старших сына – Ярополк и Олег погибли. Победителем стал младший сын Святослава – Владимир. Он правил с 980 г. по 1015 г. именно в этот период завершилось оформление древнерусской государственности. Дискуссионной является и проблема происхождения названия «Русь». Наиболее разработанной является «скандинавская» версия. Она исходит из того, что в основе слова «Русь» лежит древнескандинавский глагол «грести», означавший вначале воинов-гребцов, а затем княжеских дружинников. Некоторые исследователи высказывают предположение об иранской, балтской или славянской этимологии этого слова. В настоящее время не вызывает сомнений как автохтонное (т.е. на местной славянской основе) формирование государства Русь, так и значительное участие в этом процессе выходцев из Скандинавии, которые сыграли активную роль в образовании господствующего слоя. То, что дружинники-викинги не создавали на Руси новых политических структур, а лишь включались в шедшие здесь процессы образования государства, подтверждается типологическим сходством и синхронностью генезиса феодализма у славян и скандинавов. И тот, и другой регион относились к числу «бессинтезных», и скандинавские государства также складывались в течение IX – X вв. В IX – X вв. киевские князья постепенно подчиняли восточнославянские союзы племенных княжеств. Ведущую роль в этом процессе играла военно-служилая знать – дружина киевских князей. Некоторые из союзов племенных княжеств были подчинены киевским князьям в два этапа. На первом они лишь выплачивали подать – дань, сохраняя внутреннюю «автономию». Дань собиралась посредством полюдья – объезда киевскими дружинными отрядами территории подчиненного союза. В X в. дань взималась в фиксированных размерах, в натуральной или денежной форме. Единицами обложения служили дым (т.е. крестьянский двор), рало и плуг (в данном случае – земельная площадь, соответствующая возможностям одного крестьянского хозяйства). На втором этапе происходило непосредственное подчинение союзов племенных княжеств киевскому князю. Местное княжение ликвидировалось, и представитель киевской династии назначался в качестве князя-наместника. При этом для нейтрализации сепаратистских тенденций местной знати вместо старого племенного центра строился новый «град»: Владимир-Волынский, Смоленск (на новом месте), Туров и т.д. Земли древлян, дреговичей, радимичей и кривичей были подчинены в IXв., а окончательно – к концу X в. (древлян – к середине X в.). вятичи дольше всех боролись за свою самостоятельность. Они были подчинены лишь ко второй половине X в., а окончательно – спустя примерно столетие. Волыняне и хорваты были сразу же непосредственно подчинены Киеву в конце X в. Земли уличей и тиверцев в X в. были заняты тюркскими кочевниками – печенегами. Правитель Руси в первой половине IX в. в дополнение к общеславянскому титулу «князь» принял восточный титул каган. У тюркских и монгольских народов он обозначал верховного правителя. Этот акт, во-первых, символизировал независимость от Хазарии – тюркского государства, сложившегося в VII в. в междуречье нижнего Дона и Волги, чей правитель именовался каганом. В течение некоторого времени поляне, северяне, вятичи и радимичи находились в зависимости от Хазарского каганата. Во-вторых, принятие титула каган подчеркивало верховенство русского князя над князьями крупных славянских союзов, которые именовались светлые князья и великие князья. Формирование территориальной структуры государство Русь завершилось в конце X в. К этому времени была ликвидирована «автономия» всех восточнославянских союзов племенных княжеств (кроме вятичей). Изменилась и форма взимания дани. Теперь уже не было необходимости в полюдье. Дань собиралась наместниками киевского князя. Две трети собранной дани отправлялось в Киев, оставшаяся часть распределялась между дружинниками князя-наместника. Территории в рамках единого раннефеодального государства, управляемые князьями – вассалами киевского правителя, получили наименование волость. В целом же в X в. государство именовалось «Русь», «Русская земля». Это название распространилось со Среднего Поднепровья на всю территорию, подвластную киевским князьям. Структура государства оформилась при князе Владимире. Он посадил на княжение в девяти крупнейших центрах Руси своих сыновей: в Новгороде (земля словен) – Вышеслава, позже – Ярослава, в Полоцке (кривичи) – Изяслава, в Турове (дреговичи) – Святополка, в земле древлян – Святослава, во Владимире-Волынском (волыняне) – Всеволода, Смоленске (кривичи) – Станислава, Ростове (земля финноязычного племени меря) – Ярослава, позже 0 Бориса, в муроме (финноязычная мурома) – Глеба, Тмутаракани (русское владение на Таманском полуострове) – Мстислава. Помимо этих земель восточнославянских и частично финноязычных народов, составлявших территорию Древнерусского государства, в IX – X вв. сложилась широкая неславянская периферия из финноязычных и балтоязычных племен, которые не входили непосредственно в состав Киевской Руси, но выплачивали ей дань. Эти этносы (около двух десятков) обитали вдоль северо-западных, северных и северо-восточных границ Руси. | |
Категория: История | Добавил: Admin (23.07.2011) | |
Просмотров: 1863 | |
Всего комментариев: 0 | |