На переходном этапе становления рыночной экономики в России процессы привлечения инвестиционных ресурсов развивались явно недостаточно. Первоочередными причинами неудовлетворительного формирования инвестиционного климата на современном этапе являются недостаточная законодательная база, отсутствие государственных гарантий, предоставляемых зарубежным инвесторам, несовершенство налоговых и таможенных норм, применяемых к иностранным инвесторам, а также ряда других правовых документов. Осуществление государственного регулирования инвестиционным процессом в России главным образом связано с характерным для нынешнего времени рядом хозяйственных проблем: неразвитостью частного сектора, необходимостью модернизации промышленной инфраструктуры, конверсией военно-промышленного комплекса, обладающего передовыми технологиями, слабой государственной поддержкой фундаментальных и прикладных исследований. Проблемы правового обеспечения все больше выходят на первый план. Именно право может быть наиболее существенным гарантом для отечественных и зарубежных инвесторов. Нередко сомнения в надежности правовой базы служат основанием для проведения выжидательной политики. По этой же причине откладывается на долгий срок реализация уже готовых инвестиционных проектов. Следовательно, отражение в российском законодательстве современных международных подходов и стандартов, а также стабильность правового регулирования во многом предопределяют характер инвестиционного климата в России [1–15]. На рис. 2 представлено схематичное структурирование существующих нормативно-правовых актов, касающихся инвестиционного процесса. Рис. 2. Структура нормативно-правовых актов
На сегодняшний день инвестиционная деятельность в нашей стране регламентируется следующими федеральными законами РФ: 1) от 25 февраля 1999 г. № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» [1]; 2) от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях РФ» [2]; 3) от 30 декабря 1995 г. № 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции» [15]; 4) от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»; 5) от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике»; 6) от 29 октября 1998 г. № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)» [11]. В соответствии с редакцией федерального закона «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» инвестиции выступают как денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и иной деятельности в целях получения прибыли или достижения иного полезного эффекта. Однако упомянутые законодательные акты также не лишены недостатков. Например, возвращаясь к указанному выше определению, следует отметить, что не всякое вложение имеющихся средств (имущественных и интеллектуальных ценностей) представляет собой инвестиции. Например, при покупке ценной бумаги одним физическим лицом у другого речь идет об изменении права собственности, и инвестиции такого рода имеют ограниченный характер, т. е. в данном случае имеет место лишь акт передачи денежных средств и приобретения прав на получение доходов в будущем. Следует также отметить недоработку российского законодательства в части привлечения средств зарубежных инвесторов, где нет четкого разграничения прав на инвестиционные ресурсы между российской и иностранной компанией. Налоговое законодательство также не совершенно на настоящий момент развития экономики. По большей части это касается льгот, предоставляемых иностранным инвесторам. Еще одной наиболее остро стоящей проблемой является проблема заключения международных договоров. В настоящее время ситуация в сфере правового регулирования многосторонних международных отношений такова, что многие принципы и нормы международного права не всегда соответствуют существующим международным нормам и стандартам. Таким образом, на сегодняшний день назрела необходимость в ускорении и завершении работы законодательных органов по подготовке новой и доработке существующей законодательной базы, регулирующей процесс инвестирования в экономику России. |