• Открыта тема на форуме - Отправка СМС бесплатно НА МТС Билайн Мегафон
  • Добавлена в библиотеку новая тема - Регистрация реорганизации юридического лица
  • Добавлена новая игра - Bird Family
  • Добавлена веб камера набережная Хабаровска
Место для вашей рекламы.

Развитие воображения у детей старшего дошкольного  возраста в условиях музыкального сопровождения


Развитие воображения у детей старшего дошкольного возраста в условиях музыкального сопровождения 1. Задачи формирующего эксперимента: 1. Вызвать у детей творческую активность во время про­слушивания музыкальных произведений. 2.Поддерживать стремление детей создавать эмоционально окрашенное содержание собственного сочинения. 3.Изучить влияние музыкального сопровождения музыкальных произведений на развитие творческой вербальной активности у детей старшей дошкольной группы. В эксперименте участвовало 18 детей старшей группы детского сада, данная группа детей регулярно прослушивала и посещала театральные постановки музыкальных сказок. Исследование проводилось в период 15.07.03г – 15.08.03г. Формирующий эксперимент состоял из трех этапов (табл. 1). На каждом этапе решались особые задачи, для чего использовались адекватные задачами методики. Таблица 1. Этапы эксперимента этапдатасодержание
1 этап15.07-25.07формирование у детей умения «вслушиваться» в музыкальное произведение, находить в нем образы, умение выражать свои впечатления в форме небольших рассказов.
2 этап26.07-05.081) продолжать развитие у детей способности создавать зримые об­разы на основе восприятия музыки; 2) помогать использовать найденные в музыкальном произведении образы и включать их в рисунки, рассказы, сказки.
3 этап06.08-15.08формирование умения вербализации слуховых впечатлений в форме произвольного сочинения рассказа для определенных целей.

2. Первый этап эксперимента Первый этап эксперимента был проведен с целью формирования у детей умения «вслушиваться» в музыкальное произведение, находить в нем вербальные образы, умение выражать свои впечатления в форме небольших рассказов. Задачи: 1) вызвать у детей интерес к содержанию музыкальных произведений; 2) создать оптимальные условия для проявления творческого во­ображения детей в процессе прослушивания музыки; 3) формировать у детей умение активно выражать в речи свои му­зыкальные впечатления. Основным методом первой части формирующего эксперимента была игра «Приключения в волшебном лесу», включающая в себя творческие задания — создание вербального рисунка сказочного сюже­та. Дети должны были прослушать испанский народный танец «Хаба­нера» в исполнении гитариста Ивао Судзуки и рассказать о своих впе­чатлениях, вызванных этим произведением. Им предлагалось закрыть глаза, представить волшебный лес, его обитателей и нарисовать слова­ми увиденную картину. Выбор именно этого произведения связан с тем, что медленный и четкий ритм танца, яркая смена интонационных моментов создает про­стор для разнообразных визуальных и речевых импровизаций. Игра проводилась в виде занятия со всей группой детей. Первая часть - прослушивание с закрытыми глазами. По окончании произве­дения детей спрашивали, понравилось ли им произведение, если да, то чем. Большинство детей проявили живой интерес к заданию, говорили о том, что им нравится слушать такую музыку. При оценке произведе­ния дети использовали слова: красивая, сказочная, волшебная, живая, вся переливается, бежит, как вода в ручейке. Затем детям предложили прослушать произведение еще раз и представить, о чем оно. «Закройте глаза и расскажите, какие картины вы увидите, слушая музыку». Картины, «увиденные» детьми, получились интересные, красоч­ные. Пример. И. Спасенкова «увидела» волшебного коня: «Он весь све­тится, переливается. Он поэтому живет у Бабы Яги, она его заперла. Но пришел Царевич и спас его. А еще я вижу, как льется вода в речке, там живут русалки, они могут поймать и утащить на дно. Они хотели и Ца­ревича утащить, но его конь спас». А потом добавляет: «Это вообще очень красивая музыка, если долго посидеть, можно много придумать». Пример. К. Соколов «увидел» историю о Соловье-разбойнике, по­вторил сюжет известной былины, но изменил содержание. «Его» раз­бойник не такой уж плохой, он охраняет покой лесных обитателей: «Моя история о соловье, разбойнике. Он сидит на самом высоком де­реве, дубе, и свистит, если кто без .спросу в лес заходит. С ним лучше не шутить. Он не очень злой, просто немножко вредный. С ним надо уметь говорить. А звери его не боятся, потому что он их лес стережет». Дети находят в музыке разнообразные красочные картины: «Птич­ки-невелички летают» (Кристина О.), «бабочка с цветка на цветок перепархивает» (Троша Ш.), «олень по полю идет» (Аня М), «Иванушка и волк по лесу едут» (Женя А.) и пр. Некоторые дети повторяли друг за другом олицетворенные описа­ния сюжетов. Женя А. вслед за Мишей О. повторила описание поведе­ния Волка, как главного действующего лица картины, Саша Е. и Ира С. - Коня. Однако они наполнили свои картины различным содержанием. Все дети торопились рассказать свою картину, перебивали и подгоняли друг друга, что, возможно, повлияло на объем и качество рассказов - у всех детей они получились небольшими и несколько однотипными. В ходе спонтанного прослушивания дети взаимно увлекались содержа­нием своих рассказов, всматривались кто, как слушает, переговарива­лись. Большинства детей успешно выполнили задание и создали свой собственный, оригинальный красочный образ. В то же время следует отметить трудности, возникшие при коллективном восприятии музыки, были случаи отвлечения, дети слушали хорошо, но личные эмоции, переполнявшие их, мешали слушать товарищей, уводили от описания собственных образов к повторению услышанных. 3.Второй этап эксперимента Задачи: 1) продолжать развитие у детей способности создавать зримые об­разы на основе восприятия музыки; 2) помогать использовать найденные в музыкальном произведении образы и включать их в рисунки, рассказы, сказки. Для выполнения этой цели были проведены три последовательных занятия с каждым ребенком в отдельности. 1.3.Формирование умения вербализации слуховых впечатлений (сочинение на заданную тему) На первом занятии была поставлена задача - помочь детям полно­ценно воспринять новое для них, достаточно сложное музыкальное произведение И.С. Баха «Куранта» в исполнении Эрнесто Битетти, и рассказать о своих впечатлениях, увиденных образах. Это произведе­ние было выбрано потому, что оно очень мелодично, звучно. Особую сложность для восприятия представляют переходы от одного «на­строения» к другому. На первом занятии, после двукратного прослушивания, ребенку предлагалось придумать (увидеть) героя, его друзей, дать им характе­ристики, описать их; через неделю, на втором занятой вновь прослу­шивалось это же произведение, и ребенок составлял рассказ или сказку с участием старых придуманных героев или новых. Занятия проводи­лись с перерывом, для того чтобы образы, придуманные ребенком, могли закрепиться, или наоборот, исчезнуть. Пьеса И.С. Баха вызвала активный интерес, слушали внимательно, вдохновенно. То, что ребенок был один, помогало ему быть сосредото­ченным, ничто не мешало восприятию музыки, не сбивало с мысли. В результате возникли самые разнообразные, в основном фантастические сюжеты. В ходе первого занятия все дети нашли в музыке образы: Баба Яга, эльфы, Фея, Летающий Конь, Волшебник, Мастер из-под земли, Дракон и пр.; смогли описать героя красочно 87% детей «Он скачет на синем коне; у него есть большой и темный плащ, которым он накрывается, и никто не может его увидеть; она но­сит шляпу высокую с пером; у нее рыжие волосы и т. д.». У 87% детей получился выразительный образ. Пример. Аня Т. сочинила историю: «Это человечки с планеты Мира. Они похожи на нас, только у них есть крылья, и они все очень красивые. У них золотые волосы, синие глаза. Они летают и смотрят, чтобы все дети вовремя ложились спать. А кто не спит, они .могут уне­сти в страну Фантазии. Они добрые и веселые. Иногда они притворя­ются светлячками и их можно поймать. Только они этого не любят. Они любят мороженое и сливки, а еще соки разные». Как видно из приведенного примера, ребенок создал красочный, фантастический образ маленьких человечков, одновременно отличаю­щийся детской наивностью и добротой. На втором занятии при повторном прослушивании произведения И.С. Баха дети узнавали мелодию, радовались, тому, что смогли вспомнить музыку. Они вспоминали придуманных ранее героев, но, в основном, создавали новых. Например, Агалыдева Женя первый раз придумала историю о Фее из незабудки, а на втором занятии историю о Заколдованной бабочке. Причем оба рассказа были похожи по содер­жанию, героини страдали от злого колдуна или колдуньи. В своих рас­сказах она сопереживала героям, дает нравственную оценку их поступ­кам: «Он добрый, и не сердится, когда кто-то его обзывает. Он только расстраивается, что люди такие злые». Второй рассказ получился интереснее, насыщеннее событиями, более красочными образами героев. 2.3.Формирование умения вербализации слуховых впечатлений (произвольное сочинение) Третье задание второго этапа проводилось с целью узнать, могут ли дети создать сочинение под музыку без специального задания. Им предлагалось послушать произведение С.Л. Вайса «Гавот» в исполне­нии Эрнесто Битетти. Это очень динамичное и живое произведение. Во время занятия дети внимательно слушали музыку, придумыва­ли олицетворенные истории. Пример. Л.. Морозова: «Можно я придумаю про белочку. Она вся рыженькая и пушистенькая. Она живет в лесу. Она прыгает очень лов­ко - прыг-скок. У нее есть привычка искать орешки, и она их может искать целый день. Так к зиме у нее получается запас. Она приходит в свою кладовую и приглашает к себе друзей на пир - зайчика, лисичку, котика. Они пируют весь Новый год. Это новогодняя сказка». Пример, К. Соколов: «Это боевой конь и слон. Они служат в ар­мии у Императора. Они воюют для него, собирают деньги, иногда уби­вают людей. А раньше они были свободными, и жили в лесу. По ночам им снятся сны о том, как хорошо было в лесу». Образы, созданные детьми, и рассказы о придуманных героях по­лучились разнообразными по содержанию, интересными, не похожими друг на друга. Следует отметить, что задание придумать рассказ на свободную тему некоторых детей привело в затруднение. Они теря­лись, долго не могли остановиться на каком-нибудь конкретном герое. Но, в конечном итоге, у всех детей появился более или менее четкий сюжет. Таблица 2 Стадии развития творческого рассказывания на втором этапе формирующего эксперимента (в %) Стадииперваявтораятретьячетвертая
Кол-во детей003853

Как свидетельствуют данные табл. 2, в экспериментальной группе отсутствуют первая и вторая фазы вербального творчества. Дети, вышедшие на третью стадию, создали, как правило, связные рассказы, однако герои этих рассказов проживают не очень «интерес­ную жизнь», самость героев стандартна. Пример. С. Хохлов: «Волшебный принц и шапка-невидимка. Од­ному принцу в детстве прикрепили к нему шапку-невидимку, так что его никто не мог увидеть. Все знали, что он где-то есть, но никто его ни разу ни видел. А один раз он зацепился своей шапкой за дерево, и тогда все увидели, что он уже вырос и стал взрослым». Ребенок не говорит о том, что делал герой, как он жил, кто еще был в этой истории. В приводившемся ранее примере рассказа Соколо­ва К. образы слона и коня достаточно выразительны (они свободолю­бивы, деятельны, им снятся сны), однако содержание кажется незакон­ченным, повисшим в воздухе. Рассказы детей, отнесенные к третьему уровню, насыщены разно­образными событиями, красочны, в них принимают участие два и бо­лее героев. Пример. М.Острикова: «Жил был маленький Дракон. Этот Дракон был добрым не такой как все остальные. Он и фал с детьми, ел моро­женое, готовил тортики. Его мама всегда говорила: «Тебе надо стать злым, чтобы тебя все боялись. А то мне стыдно перед нашими друзья­ми Драконами». Его братья больно кусали его за хвост и говорили: «Что же ты не дашь нам сдачи, или ты такой слабенький, что даже с нами не справишься?». Но Драконник улетал от них, и подолгу не при­ходил домой. Пока его не было, старшие братья воровали себе прин­цесс, а Дракончик, вернувшись домой, помогал им убежать. Такой вот был маленький Дракончик. Когда он вырос, он поселился в волшебном лесу вместе с эльфами. Они помогали хорошим людям, а плохих нака­зывали». В своем рассказе М. Остриков, как и многие другие дети, отнесся к данному заданию серьезно, создал увлекательную, динамичную и про­никнутую теплым отношением историю доброго Драконника. Главный герой вызывает симпатию и сочувствие. У него много друзей, есть ма­ма и братья, он умеет готовить, любит детей, и у него есть свои мо­ральные принципы, он не дерется, даже если его на это провоцируют. Результаты выполнения третьего задания показали, что дети могут самостоятельно, без специально предложенной темы придумать исто­рию под музыку. Музыка стимулирует возникновение творческой речевой активности. Все участники эксперимента сумели придумать ис­торию, у большинства детей она получилась интересной, насыщенной разнообразными чудесными событиями и действиями героев. 4.Формирование умения вербализации слуховых впечатлений (произвольное сочинение рассказа для определенных целей) На третьем этапе детям предлагалось более сложное задание - выбрать одно из двух различных по характеру музыкальных произведе­ний и, используя образ, возникший при прослушивании, придумать рассказ, который потом отправят больным ребятам в больницу. Для этого использовалось произведение М. Мусоргского «Старый замок» (сумрачное и унылое произведение) в исполнении Ивао Судзуки и Сюита ля мажор С.Л. Вайса (праздничное, веселое произведение) в ис­полнении Эрнесто Битетти. Эксперимент выявил особую привлека­тельность для детей пьесы Мусоргского. Это, на наш взгляд, связанно с тем, что грустная, минорная музы­ка Мусоргского ассоциировалась с представлением о больных, несча­стных детях, к которым был обращен рассказ. Данное задание вызвало активный эмоциональный отклик, желание порадовать, поддержать больных детей, а в последствии стимулировало появление сюжетов о больных и чудом излечившихся персонажах. Все дети создали историю, у 92% история получилась красочной и насыщенной событиями. Один ребенок не смог придумать самостоятельный сюжет, использовал сю­жет из сказки «Аленький цветочек». Пример. С. Евдокимова: «В одном городе жила бабушка. Она вы­ращивала цветы, которые могли превратить в любое животное, если их понюхать. Одна девочка зашла к ней в сад и, случайно, понюхала цве­точек. Когда бабушка увидела у себя в саду маленькую пушистенькую кошечку, то она поняла, что случилась беда. Она говорит кошечке: «Придется тебе идти в замок под горой. Только там живет волшебница, которая может тебя расколдовать». И кошечка отправилась искать за­мок. Она долго шла и пришла туда через пять лет. А волшебница боле­ла и не могла ей помочь. Она попросила ее принести ей травку с поля чудес. И кошечка пошла в это поле. А там сидит дракон и не дает ни­кому рвать травку. Кошечка стала спрашивать, почему он так делает. А он, оказалось, тоже понюхал когда-то такой цветок. Тогда кошечка рассказала, что с ней случилось. Они пошли с травкой к волшебнице. Волшебница вылечилась и расколдовала их. А дракон стал красивым принцем и женился на девочке, которая тоже стала красивой». Этот пример показывает, что рассказ подробный, развернутый, на­сыщенный событиями, эмоциональными оценками поступков и дейст­вий героев. Интересно отметить факт, что подавляющее большинство расска­зов, составленные детьми на данном этапе, отличаются довольно большим объемом, интересным содержанием, многочисленными ге­роями. В некоторых один из главных героев болен, но обязательно чу­десным образом выздоравливает (рассказы А. Морозовой, К. Соколова, А.Тихоновой), вероятно, здесь проявилось желание детей убедить слушателя в том, что он обязательно вылечится. Все рассказы добрые, герои по-детски простодушные, забавные. Это и воздушный шарик, и лошадка, и маленькая кошечка, и солнечный зайчик, и драконник, и Чудное озеро, и Малышка. Качественный анализ детских сочинений показал следующее рас­пределение рассказов по уровням развития творческого рассказывания, представленное в табл. 3. Таблица 3 Стадии развития творческого рассказывания на третьем этапе формирующего эксперимента (в %) Стадииперваявтораятретьячетвертая
Кол-во детей001585

Данные таблицы демонстрируют значительное продвижение детей в развитии их творческих речевых способностей, подавляющее боль­шинство детей оказалось на четвертой стадии. Это свидетельствует о продуктивности использования музыкальных произведе­ний в работе по развитию речевого творчества детей дошкольного воз­раста. Музыка влияет на содержательность и красочность детских со­чинений, активно стимулирует детское воображение. Результаты формирующего эксперимента выявили, что исполь­зование в творческом развитии детей синтеза музыкального воспри­ятия и речевого творчества оказывает благоприятное воздействие на развитие сочинительской деятельности. Эксперимент выявил сильное побудительное воздействие музыки. При прослушивании классических музыкальных произведений, исполненных на гитаре, у детей возника­ют яркие, эмоционально окрашенные образы, которые стимулируют создание интересных, нестандартных сюжетов. Рассказы детей при ис­пользовании разработанной нами методики отличаются насыщенно­стью событий, красочностью описаний героев, оригинальностью сю­жета. 5. Изменения в развитии речевого творчества детей старшего дошкольного возраста под влиянием вербализации восприятия музыкальных произведений В заключение формирующего этапа был проведен контрольный эксперимент, целью которого было выявление изменений, происхо­дивших в развитии речевого творчества детей старшего дошкольного возраста, под влиянием восприятия музыкальных произ­ведений. Для этого использовалась методика четвертого задания третьей се­рии контрольного эксперимента. Ребенку предлагалось придумать ис­торию под названием «Один день из жизни птички» под сопровожде­ние музыкального произведения А. Иванова-Крамского «Грустное на­строение», в исполнении гитариста В. Широкова. Произведение для прослушивания было выбрано потому, что в нем сочетаются разные мелодические настроения - от медленного и печального мотива, к бы­строму, оживленному, напоминающему движения птицы во время по­лета. Перед рассказом детям предлагалось ответить на вопросы: 1. Хотел(а) бы ты сочинить историю об «одном дне из жизни птички»? 2. Какая это птичка? 3. Где она живет? С кем она живет? 4. Чем она занимается? Все дети создали яркие и интересные рассказы. Пример. А. Тихонова: «В городе Москве живет птичка Катя. Она маленькая синичка. Она красивая и очень любопытная - все время всех обо всем расспрашивает. Еще она очень хвастливая. Она рассказывает всем о том, что живет в Москве. Однажды птичкам, которым она хва­сталась - гусям, они летели на Юг, надоело, что она все время хвастается, и они ее поколотили. С тех пор она больше не зазнавалась. Но ни­кто не знал, что раньше она была девочкой и у нее были мама и папа, только она умерла еще маленькая и превратилась в птичку. А ее роди­тели кормили ее семечками и не знали, что это их дочка». Пример. С. Хохлов: «Под окном у одной девочки живет птичка-ласточка. Она будит девочку в школу и не дает ей проспать на урок. Один раз девочка проснулась оттого, что под окном раздавался силь­ный шум - у ласточки появились птенчики. Один птенчик чуть не упал, но девочка поймала его. Потом она сделала сетку под окном, чтобы они не разбились, даже если упадут. Так они еще больше под­ружились с птичкой». Как видно из приведенных примеров, рассказы, созданные детьми, красочные, герои имеют четкие характеристики, их описание яркое и живое. Сюжет сочинений динамичный, интересный. Результаты задания контрольного и (для большей наглядности) констатирующего эксперимента представлены в табл. 4. Таблица 4 Стадии развития творческого рассказывания, зарегистрированные на контрольном эксперименте (в %) Этапы экспериментаГруппы Стадии
перваявтораятретьячетвертая
Констатирующий«А» «Б»29 - 57 1514 43- 43
Контрольный --1585

Данные табл. 4 убедительно свидетельствуют о сдвигах, происхо­дивших в развитии способности и умении создавать творческие сочи­нения под влиянием прослушивания музыкальных про­изведений. Уже на констатирующем этапе были выявлены качествен­ные изменения детских сочинений, созданных при восприятии музыки, после прослушивания и просмотра музыкальной сказки. Контрольный эксперимент полностью подтвердил активное сти­мулирующее воздействие музыкальной сказки на творческое воображение, фанта­зию, эмоции и чувства детей, которые воплотились в уровне, на кото­ром находятся рассказы детей (85% детей - на четвертой стадии).


Категория: Психология | Добавил: Admin (24.07.2011)
Просмотров: 1214 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Реклама
Место для вашей рекламы.
Возможно вам будет интерестно также информация ниже:
Реклама
Место для вашей рекламы.
Вход на сайт
Категории раздела
  • Игрушки
  • Библиотека
  • Статистика

Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Реклама