Развитие воображения у детей старшего дошкольного возраста в условиях музыкального сопровождения 1. Задачи формирующего эксперимента: 1. Вызвать у детей творческую активность во время прослушивания музыкальных произведений. 2.Поддерживать стремление детей создавать эмоционально окрашенное содержание собственного сочинения. 3.Изучить влияние музыкального сопровождения музыкальных произведений на развитие творческой вербальной активности у детей старшей дошкольной группы. В эксперименте участвовало 18 детей старшей группы детского сада, данная группа детей регулярно прослушивала и посещала театральные постановки музыкальных сказок. Исследование проводилось в период 15.07.03г – 15.08.03г. Формирующий эксперимент состоял из трех этапов (табл. 1). На каждом этапе решались особые задачи, для чего использовались адекватные задачами методики. Таблица 1. Этапы эксперимента этапдатасодержание
1 этап15.07-25.07формирование у детей умения «вслушиваться» в музыкальное произведение, находить в нем образы, умение выражать свои впечатления в форме небольших рассказов.
2 этап26.07-05.081) продолжать развитие у детей способности создавать зримые образы на основе восприятия музыки; 2) помогать использовать найденные в музыкальном произведении образы и включать их в рисунки, рассказы, сказки.
3 этап06.08-15.08формирование умения вербализации слуховых впечатлений в форме произвольного сочинения рассказа для определенных целей.
2. Первый этап эксперимента Первый этап эксперимента был проведен с целью формирования у детей умения «вслушиваться» в музыкальное произведение, находить в нем вербальные образы, умение выражать свои впечатления в форме небольших рассказов. Задачи: 1) вызвать у детей интерес к содержанию музыкальных произведений; 2) создать оптимальные условия для проявления творческого воображения детей в процессе прослушивания музыки; 3) формировать у детей умение активно выражать в речи свои музыкальные впечатления. Основным методом первой части формирующего эксперимента была игра «Приключения в волшебном лесу», включающая в себя творческие задания — создание вербального рисунка сказочного сюжета. Дети должны были прослушать испанский народный танец «Хабанера» в исполнении гитариста Ивао Судзуки и рассказать о своих впечатлениях, вызванных этим произведением. Им предлагалось закрыть глаза, представить волшебный лес, его обитателей и нарисовать словами увиденную картину. Выбор именно этого произведения связан с тем, что медленный и четкий ритм танца, яркая смена интонационных моментов создает простор для разнообразных визуальных и речевых импровизаций. Игра проводилась в виде занятия со всей группой детей. Первая часть - прослушивание с закрытыми глазами. По окончании произведения детей спрашивали, понравилось ли им произведение, если да, то чем. Большинство детей проявили живой интерес к заданию, говорили о том, что им нравится слушать такую музыку. При оценке произведения дети использовали слова: красивая, сказочная, волшебная, живая, вся переливается, бежит, как вода в ручейке. Затем детям предложили прослушать произведение еще раз и представить, о чем оно. «Закройте глаза и расскажите, какие картины вы увидите, слушая музыку». Картины, «увиденные» детьми, получились интересные, красочные. Пример. И. Спасенкова «увидела» волшебного коня: «Он весь светится, переливается. Он поэтому живет у Бабы Яги, она его заперла. Но пришел Царевич и спас его. А еще я вижу, как льется вода в речке, там живут русалки, они могут поймать и утащить на дно. Они хотели и Царевича утащить, но его конь спас». А потом добавляет: «Это вообще очень красивая музыка, если долго посидеть, можно много придумать». Пример. К. Соколов «увидел» историю о Соловье-разбойнике, повторил сюжет известной былины, но изменил содержание. «Его» разбойник не такой уж плохой, он охраняет покой лесных обитателей: «Моя история о соловье, разбойнике. Он сидит на самом высоком дереве, дубе, и свистит, если кто без .спросу в лес заходит. С ним лучше не шутить. Он не очень злой, просто немножко вредный. С ним надо уметь говорить. А звери его не боятся, потому что он их лес стережет». Дети находят в музыке разнообразные красочные картины: «Птички-невелички летают» (Кристина О.), «бабочка с цветка на цветок перепархивает» (Троша Ш.), «олень по полю идет» (Аня М), «Иванушка и волк по лесу едут» (Женя А.) и пр. Некоторые дети повторяли друг за другом олицетворенные описания сюжетов. Женя А. вслед за Мишей О. повторила описание поведения Волка, как главного действующего лица картины, Саша Е. и Ира С. - Коня. Однако они наполнили свои картины различным содержанием. Все дети торопились рассказать свою картину, перебивали и подгоняли друг друга, что, возможно, повлияло на объем и качество рассказов - у всех детей они получились небольшими и несколько однотипными. В ходе спонтанного прослушивания дети взаимно увлекались содержанием своих рассказов, всматривались кто, как слушает, переговаривались. Большинства детей успешно выполнили задание и создали свой собственный, оригинальный красочный образ. В то же время следует отметить трудности, возникшие при коллективном восприятии музыки, были случаи отвлечения, дети слушали хорошо, но личные эмоции, переполнявшие их, мешали слушать товарищей, уводили от описания собственных образов к повторению услышанных. 3.Второй этап эксперимента Задачи: 1) продолжать развитие у детей способности создавать зримые образы на основе восприятия музыки; 2) помогать использовать найденные в музыкальном произведении образы и включать их в рисунки, рассказы, сказки. Для выполнения этой цели были проведены три последовательных занятия с каждым ребенком в отдельности. 1.3.Формирование умения вербализации слуховых впечатлений (сочинение на заданную тему) На первом занятии была поставлена задача - помочь детям полноценно воспринять новое для них, достаточно сложное музыкальное произведение И.С. Баха «Куранта» в исполнении Эрнесто Битетти, и рассказать о своих впечатлениях, увиденных образах. Это произведение было выбрано потому, что оно очень мелодично, звучно. Особую сложность для восприятия представляют переходы от одного «настроения» к другому. На первом занятии, после двукратного прослушивания, ребенку предлагалось придумать (увидеть) героя, его друзей, дать им характеристики, описать их; через неделю, на втором занятой вновь прослушивалось это же произведение, и ребенок составлял рассказ или сказку с участием старых придуманных героев или новых. Занятия проводились с перерывом, для того чтобы образы, придуманные ребенком, могли закрепиться, или наоборот, исчезнуть. Пьеса И.С. Баха вызвала активный интерес, слушали внимательно, вдохновенно. То, что ребенок был один, помогало ему быть сосредоточенным, ничто не мешало восприятию музыки, не сбивало с мысли. В результате возникли самые разнообразные, в основном фантастические сюжеты. В ходе первого занятия все дети нашли в музыке образы: Баба Яга, эльфы, Фея, Летающий Конь, Волшебник, Мастер из-под земли, Дракон и пр.; смогли описать героя красочно 87% детей «Он скачет на синем коне; у него есть большой и темный плащ, которым он накрывается, и никто не может его увидеть; она носит шляпу высокую с пером; у нее рыжие волосы и т. д.». У 87% детей получился выразительный образ. Пример. Аня Т. сочинила историю: «Это человечки с планеты Мира. Они похожи на нас, только у них есть крылья, и они все очень красивые. У них золотые волосы, синие глаза. Они летают и смотрят, чтобы все дети вовремя ложились спать. А кто не спит, они .могут унести в страну Фантазии. Они добрые и веселые. Иногда они притворяются светлячками и их можно поймать. Только они этого не любят. Они любят мороженое и сливки, а еще соки разные». Как видно из приведенного примера, ребенок создал красочный, фантастический образ маленьких человечков, одновременно отличающийся детской наивностью и добротой. На втором занятии при повторном прослушивании произведения И.С. Баха дети узнавали мелодию, радовались, тому, что смогли вспомнить музыку. Они вспоминали придуманных ранее героев, но, в основном, создавали новых. Например, Агалыдева Женя первый раз придумала историю о Фее из незабудки, а на втором занятии историю о Заколдованной бабочке. Причем оба рассказа были похожи по содержанию, героини страдали от злого колдуна или колдуньи. В своих рассказах она сопереживала героям, дает нравственную оценку их поступкам: «Он добрый, и не сердится, когда кто-то его обзывает. Он только расстраивается, что люди такие злые». Второй рассказ получился интереснее, насыщеннее событиями, более красочными образами героев. 2.3.Формирование умения вербализации слуховых впечатлений (произвольное сочинение) Третье задание второго этапа проводилось с целью узнать, могут ли дети создать сочинение под музыку без специального задания. Им предлагалось послушать произведение С.Л. Вайса «Гавот» в исполнении Эрнесто Битетти. Это очень динамичное и живое произведение. Во время занятия дети внимательно слушали музыку, придумывали олицетворенные истории. Пример. Л.. Морозова: «Можно я придумаю про белочку. Она вся рыженькая и пушистенькая. Она живет в лесу. Она прыгает очень ловко - прыг-скок. У нее есть привычка искать орешки, и она их может искать целый день. Так к зиме у нее получается запас. Она приходит в свою кладовую и приглашает к себе друзей на пир - зайчика, лисичку, котика. Они пируют весь Новый год. Это новогодняя сказка». Пример, К. Соколов: «Это боевой конь и слон. Они служат в армии у Императора. Они воюют для него, собирают деньги, иногда убивают людей. А раньше они были свободными, и жили в лесу. По ночам им снятся сны о том, как хорошо было в лесу». Образы, созданные детьми, и рассказы о придуманных героях получились разнообразными по содержанию, интересными, не похожими друг на друга. Следует отметить, что задание придумать рассказ на свободную тему некоторых детей привело в затруднение. Они терялись, долго не могли остановиться на каком-нибудь конкретном герое. Но, в конечном итоге, у всех детей появился более или менее четкий сюжет. Таблица 2 Стадии развития творческого рассказывания на втором этапе формирующего эксперимента (в %) Стадииперваявтораятретьячетвертая
Кол-во детей003853
Как свидетельствуют данные табл. 2, в экспериментальной группе отсутствуют первая и вторая фазы вербального творчества. Дети, вышедшие на третью стадию, создали, как правило, связные рассказы, однако герои этих рассказов проживают не очень «интересную жизнь», самость героев стандартна. Пример. С. Хохлов: «Волшебный принц и шапка-невидимка. Одному принцу в детстве прикрепили к нему шапку-невидимку, так что его никто не мог увидеть. Все знали, что он где-то есть, но никто его ни разу ни видел. А один раз он зацепился своей шапкой за дерево, и тогда все увидели, что он уже вырос и стал взрослым». Ребенок не говорит о том, что делал герой, как он жил, кто еще был в этой истории. В приводившемся ранее примере рассказа Соколова К. образы слона и коня достаточно выразительны (они свободолюбивы, деятельны, им снятся сны), однако содержание кажется незаконченным, повисшим в воздухе. Рассказы детей, отнесенные к третьему уровню, насыщены разнообразными событиями, красочны, в них принимают участие два и более героев. Пример. М.Острикова: «Жил был маленький Дракон. Этот Дракон был добрым не такой как все остальные. Он и фал с детьми, ел мороженое, готовил тортики. Его мама всегда говорила: «Тебе надо стать злым, чтобы тебя все боялись. А то мне стыдно перед нашими друзьями Драконами». Его братья больно кусали его за хвост и говорили: «Что же ты не дашь нам сдачи, или ты такой слабенький, что даже с нами не справишься?». Но Драконник улетал от них, и подолгу не приходил домой. Пока его не было, старшие братья воровали себе принцесс, а Дракончик, вернувшись домой, помогал им убежать. Такой вот был маленький Дракончик. Когда он вырос, он поселился в волшебном лесу вместе с эльфами. Они помогали хорошим людям, а плохих наказывали». В своем рассказе М. Остриков, как и многие другие дети, отнесся к данному заданию серьезно, создал увлекательную, динамичную и проникнутую теплым отношением историю доброго Драконника. Главный герой вызывает симпатию и сочувствие. У него много друзей, есть мама и братья, он умеет готовить, любит детей, и у него есть свои моральные принципы, он не дерется, даже если его на это провоцируют. Результаты выполнения третьего задания показали, что дети могут самостоятельно, без специально предложенной темы придумать историю под музыку. Музыка стимулирует возникновение творческой речевой активности. Все участники эксперимента сумели придумать историю, у большинства детей она получилась интересной, насыщенной разнообразными чудесными событиями и действиями героев. 4.Формирование умения вербализации слуховых впечатлений (произвольное сочинение рассказа для определенных целей) На третьем этапе детям предлагалось более сложное задание - выбрать одно из двух различных по характеру музыкальных произведений и, используя образ, возникший при прослушивании, придумать рассказ, который потом отправят больным ребятам в больницу. Для этого использовалось произведение М. Мусоргского «Старый замок» (сумрачное и унылое произведение) в исполнении Ивао Судзуки и Сюита ля мажор С.Л. Вайса (праздничное, веселое произведение) в исполнении Эрнесто Битетти. Эксперимент выявил особую привлекательность для детей пьесы Мусоргского. Это, на наш взгляд, связанно с тем, что грустная, минорная музыка Мусоргского ассоциировалась с представлением о больных, несчастных детях, к которым был обращен рассказ. Данное задание вызвало активный эмоциональный отклик, желание порадовать, поддержать больных детей, а в последствии стимулировало появление сюжетов о больных и чудом излечившихся персонажах. Все дети создали историю, у 92% история получилась красочной и насыщенной событиями. Один ребенок не смог придумать самостоятельный сюжет, использовал сюжет из сказки «Аленький цветочек». Пример. С. Евдокимова: «В одном городе жила бабушка. Она выращивала цветы, которые могли превратить в любое животное, если их понюхать. Одна девочка зашла к ней в сад и, случайно, понюхала цветочек. Когда бабушка увидела у себя в саду маленькую пушистенькую кошечку, то она поняла, что случилась беда. Она говорит кошечке: «Придется тебе идти в замок под горой. Только там живет волшебница, которая может тебя расколдовать». И кошечка отправилась искать замок. Она долго шла и пришла туда через пять лет. А волшебница болела и не могла ей помочь. Она попросила ее принести ей травку с поля чудес. И кошечка пошла в это поле. А там сидит дракон и не дает никому рвать травку. Кошечка стала спрашивать, почему он так делает. А он, оказалось, тоже понюхал когда-то такой цветок. Тогда кошечка рассказала, что с ней случилось. Они пошли с травкой к волшебнице. Волшебница вылечилась и расколдовала их. А дракон стал красивым принцем и женился на девочке, которая тоже стала красивой». Этот пример показывает, что рассказ подробный, развернутый, насыщенный событиями, эмоциональными оценками поступков и действий героев. Интересно отметить факт, что подавляющее большинство рассказов, составленные детьми на данном этапе, отличаются довольно большим объемом, интересным содержанием, многочисленными героями. В некоторых один из главных героев болен, но обязательно чудесным образом выздоравливает (рассказы А. Морозовой, К. Соколова, А.Тихоновой), вероятно, здесь проявилось желание детей убедить слушателя в том, что он обязательно вылечится. Все рассказы добрые, герои по-детски простодушные, забавные. Это и воздушный шарик, и лошадка, и маленькая кошечка, и солнечный зайчик, и драконник, и Чудное озеро, и Малышка. Качественный анализ детских сочинений показал следующее распределение рассказов по уровням развития творческого рассказывания, представленное в табл. 3. Таблица 3 Стадии развития творческого рассказывания на третьем этапе формирующего эксперимента (в %) Стадииперваявтораятретьячетвертая
Кол-во детей001585
Данные таблицы демонстрируют значительное продвижение детей в развитии их творческих речевых способностей, подавляющее большинство детей оказалось на четвертой стадии. Это свидетельствует о продуктивности использования музыкальных произведений в работе по развитию речевого творчества детей дошкольного возраста. Музыка влияет на содержательность и красочность детских сочинений, активно стимулирует детское воображение. Результаты формирующего эксперимента выявили, что использование в творческом развитии детей синтеза музыкального восприятия и речевого творчества оказывает благоприятное воздействие на развитие сочинительской деятельности. Эксперимент выявил сильное побудительное воздействие музыки. При прослушивании классических музыкальных произведений, исполненных на гитаре, у детей возникают яркие, эмоционально окрашенные образы, которые стимулируют создание интересных, нестандартных сюжетов. Рассказы детей при использовании разработанной нами методики отличаются насыщенностью событий, красочностью описаний героев, оригинальностью сюжета. 5. Изменения в развитии речевого творчества детей старшего дошкольного возраста под влиянием вербализации восприятия музыкальных произведений В заключение формирующего этапа был проведен контрольный эксперимент, целью которого было выявление изменений, происходивших в развитии речевого творчества детей старшего дошкольного возраста, под влиянием восприятия музыкальных произведений. Для этого использовалась методика четвертого задания третьей серии контрольного эксперимента. Ребенку предлагалось придумать историю под названием «Один день из жизни птички» под сопровождение музыкального произведения А. Иванова-Крамского «Грустное настроение», в исполнении гитариста В. Широкова. Произведение для прослушивания было выбрано потому, что в нем сочетаются разные мелодические настроения - от медленного и печального мотива, к быстрому, оживленному, напоминающему движения птицы во время полета. Перед рассказом детям предлагалось ответить на вопросы: 1. Хотел(а) бы ты сочинить историю об «одном дне из жизни птички»? 2. Какая это птичка? 3. Где она живет? С кем она живет? 4. Чем она занимается? Все дети создали яркие и интересные рассказы. Пример. А. Тихонова: «В городе Москве живет птичка Катя. Она маленькая синичка. Она красивая и очень любопытная - все время всех обо всем расспрашивает. Еще она очень хвастливая. Она рассказывает всем о том, что живет в Москве. Однажды птичкам, которым она хвасталась - гусям, они летели на Юг, надоело, что она все время хвастается, и они ее поколотили. С тех пор она больше не зазнавалась. Но никто не знал, что раньше она была девочкой и у нее были мама и папа, только она умерла еще маленькая и превратилась в птичку. А ее родители кормили ее семечками и не знали, что это их дочка». Пример. С. Хохлов: «Под окном у одной девочки живет птичка-ласточка. Она будит девочку в школу и не дает ей проспать на урок. Один раз девочка проснулась оттого, что под окном раздавался сильный шум - у ласточки появились птенчики. Один птенчик чуть не упал, но девочка поймала его. Потом она сделала сетку под окном, чтобы они не разбились, даже если упадут. Так они еще больше подружились с птичкой». Как видно из приведенных примеров, рассказы, созданные детьми, красочные, герои имеют четкие характеристики, их описание яркое и живое. Сюжет сочинений динамичный, интересный. Результаты задания контрольного и (для большей наглядности) констатирующего эксперимента представлены в табл. 4. Таблица 4 Стадии развития творческого рассказывания, зарегистрированные на контрольном эксперименте (в %) Этапы экспериментаГруппы Стадии
перваявтораятретьячетвертая
Констатирующий«А» «Б»29 - 57 1514 43- 43
Контрольный --1585
Данные табл. 4 убедительно свидетельствуют о сдвигах, происходивших в развитии способности и умении создавать творческие сочинения под влиянием прослушивания музыкальных произведений. Уже на констатирующем этапе были выявлены качественные изменения детских сочинений, созданных при восприятии музыки, после прослушивания и просмотра музыкальной сказки. Контрольный эксперимент полностью подтвердил активное стимулирующее воздействие музыкальной сказки на творческое воображение, фантазию, эмоции и чувства детей, которые воплотились в уровне, на котором находятся рассказы детей (85% детей - на четвертой стадии). |