• Открыта тема на форуме - Трансляция видео с веб камер Хабаровска
  • Добавлена в библиотеку новая тема - Методы измененного состояния сознания
  • Добавлена новая игра - Last Egg Standing
  • Добавлена веб камера набережная Хабаровска
Место для вашей рекламы.

Петербург Достоевского


Петербург Достоевского Город пышный, город бедный, Дух неволи, стройный вид, Свод небес зелёно-бледный, Скука, холод и гранит. А. С. Пушкин Образ Петербурга отражен в творчестве многих русских писателей от Ломоносова до поэтов наших дней. Петербург, созданный руками гениальных архитекторов, Петербург Дворцовой набережной и Дворцовой площади, Петербург дворцовых переворотов и пышных балов, Петербург — символ величия и расцвета послепетровской России, поражающий нас своим великолепием и по сей день — о таком Петербурге писали А. С. Пушкин, Н. В. Гоголь, А. Белый, А. Блок, А. Ахматова, О. Мандельштам. В своем подходе к изображению Петербурга Достоевский близок скорее к Гоголю и Некрасову. Царственный град Петра, воплощение силы и власти, открывается читателю в "Белых ночах”. Но в романе "Преступление и наказание” мы встречаемся не с парадной стороной этого прекрасного города, а с черными лестницами, облитыми помоями, дворами-колодцами, напоминающими душегубку. Уже в самом начале произведения автор показывает нам гнетущую обстановку, которая будет окружать героев на протяжении всего действия. С этого момента — без передышки, без покоя и отдыха, в исступлении и в задумчивости, в бреду и страхе — мечется по петербургским улицам, останавливается на мостах, заходит в грязные распивочные герой Достоевского Родион Раскольников. И все это время мы не перестаем ощущать присутствие другого персонажа — огромного города. Действие романа погружено в эпоху, прозванную "железным веком”. И не случайно Петербург у Достоевского становится ее олицетворением. Петербург Достоевского — это город облупленных стен, невыносимой духоты и зловония. Он — источник кошмарных снов, бредовых идей и теорий, свидетель и соучастник преступлений и человеческих трагедий. Раскольников живёт в коморке, "которая походила более на шкаф, чем на квартиру”, он часами лежит не вставая, и в голове рождается мысль об убийстве. Многие живут еще хуже, чем Раскольников. Пьяный, опустившийся, полубезумный Мармеладов ясно понимает ужас и безвыходность положения, в котором находится его семья: жена сгорает в чахотке, дети голодны и раздеты. Соня ради спасения семьи вынуждена продавать себя. Раскольников, побывав в этой семье, потрясен еще более невыносимыми условиями жизни. Не лучше судьба матери Раскольникова и его сестры Дуни. Но потеря человеческого облика происходит не только от духоты комнат трущобного Петербурга, но и от внутренней духоты и безысходности. Раскольников живет в этом сдавленном пространство примыкающих к сенной площади кварталов с тёмными дворами и чёрными лестницами и не замечает города, не замечает великолепной панорамы Исаакиевского собора и Зимнего дворца, он слишком поглощён своими думами и переживаниями, его сознание заполнено страхом перед будущим. Лишь раз, как в тумане, возникает Раскольниковым перед Петербург: "Необъяснимым холодом веяло на него от этой великолепной панорамы; духом немым и глухим полна была для него эта пышная картина...” Родиону привычнее "духота, толкотня, всюду извёстка, леса, кирпич, пыль и та особая летняя вонь, столь знакомая каждому петербуржцу”. Но это не только атмосфера июльского города, это — атмосфера преступления. Она нагнетает обстановку в преддверии жуткой трагедии. Петербург в романе — это символ страшного мира, с его "волчьими” законами. Образ Алены Ивановны, старухи-процентщицы, постоянно присутствует в мыслях Раскольникова. "Маленькая и гаденькая”, она бьет свою сестру Лизавету, находящуюся от нее в зависимости. Она скупа и дает гроши за вещи, принесенные в заклад; берет огромные проценты с людей, пользуясь их безвыходным положением. Достоевский задумал роман в тяжелую минуту грусти, на каторге. Со всех страниц романа веет одиночеством и безысходностью потерянного человека в этом каменном "мешке”, называемом городом. Жизненные тупики ждут каждого из доведенных до отчаяния героев Достоевского, они стали страшной реальностью и для самого писателя. "Преступление и наказание” — это ярко выраженный петербургский роман. Особое внимание в нем уделяет Достоевский не просто описанию убогих интерьеров меблированных комнат. Он также обращает наше внимание на запахи и символические цвета. Вероятно в романе Достоевского обилие желтого связано с самим ощущением Петербурга, ведь образ Петербурга прочно ассоциировался в русской литературе с желтым цветом. Так, желтый цвет — символ болезни, нищеты, убожества жизни — желтые обои и мебель желтого цвета в комнате старухи-процентщицы, желто от постоянного пьянства лицо Мармеладова, желтая "похожая на шкаф или на сундук” каморка Раскольникова, дома окрашены в желто-серый цвет, женщина-самоубийца с желтым испитым лицом, желтоватые обои в комнате Сони Мармеладовой, "мебель желтого отполированного дерева” в кабинете Порфирия Петровича, перстень с желтым камнем на руке Лужина — этот список можно продолжать и дальше; важно заметить, что ни один цвет, кроме желтого, не повторяется более, чем несколько раз. О Раскольникове говориться: "Тяжелая, желчная, злая улыбка змеилась по его губам… Наконец, ему стало душно и тесно в своей желтой каморке”. "Проснулся он желчный, раздражительный…” — здесь Достоевский сопоставляет слова желтый и желчный и мы видим взаимодействие внутреннего и внешнего, взаимодействие героя и мира. Во взаимодействии с желчью желтизна приобретает смысл чего-то мучительного, давящего. Итак, образ Петербурга в романе Достоевского "Преступление и наказание” символичен. Он является, с одной стороны, социальным фоном, на котором разворачиваются события романа, с другой, сам является действующим лицом, соучастником страшного преступления Раскольникова, а также свидетелем его раскаяния и возвращения в мир людей. Достоевский раскрыл сложный духовный мир "маленького", задавленного жизнью человека и вывел Петербург, с его давящей, мертвой хваткой хищника, литературным героем. Роман "Преступление и наказание" — один из самых сложных романов в мировой литературе. Споры о нем длятся уже второе столетие. Романы Достоевского представляют собой самое страшное обвинение, брошенное в лицо буржуазному обществу, которое и является истинным убийцей и губителем человеческих душ. Именно оно, с его волчьими законами, растоптало юность кроткой Сони, раздавило, как ничтожное насекомое, Мармеладова, свело в могилу тридцатилетнюю Катерину Ивановну, вложило топор в руки Раскольникова. Мир исключительного, катастрофического, трагедийного — главный предмет анализа романа.


Категория: Литература | Добавил: Admin (23.07.2011)
Просмотров: 1569 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Реклама
Место для вашей рекламы.
Возможно вам будет интерестно также информация ниже:
Реклама
Вход на сайт
Категории раздела
  • Игрушки
  • Библиотека
  • Статистика

Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Реклама