• Открыта тема на форуме - Отправка СМС бесплатно НА МТС Билайн Мегафон
  • Добавлена в библиотеку новая тема - Ролевые аспекты взаимодействия человека и организации
  • Добавлена новая игра - 1001 ночь. Приключения Синдбада
  • Добавлена веб камера набережная Хабаровска
Место для вашей рекламы.

Экономика труда


Экономика труда Введение Объектом изучения экономики труда является труд, т.е. целесообразная деятельность людей, направленная на создание материальных благ и оказание услуг. В реальной жизни проблемы экономики труда глубоко социализированы. Например, чтобы добиться высокого уровня организации труда, следует использовать не только экономические, но и социальные критерии. Нормы труда должны быть обоснованы не только технически и экономически, но и социально. Такие категории, как условия труда, организация труда, материальное стимулирование, имеют как экономический, так и социальный аспекты. Поэтому предметом изучения экономики труда являются не только чисто трудовые экономические, но и социально-экономические отношения, возникающие в обществе, регионах, на конкретных предприятиях по поводу использования труда. Следовательно, правомерно говорить о социально-трудовых отношениях как о предмете экономики труда. Теоретическое и методологическое развитие экономики труда как науки шло практически параллельно в странах Запада и в России . Однако предмет исследования существенно различался: в странах Запада он сводился к исследованию рынка труда , кривых спроса и предложения , состояния занятости и безработицы, оказавших влияние на заработную плату ; в Росси многолетние исследования, проводившиеся институтом труда Министерства труда и социального развития Российской Федерации (НИИ труда), охватили широкий круг проблем трудовых отношений непосредственно на самом производстве: организация труда, нормирование труда, улучшение условий и охраны труда, заработная плата как стимулятор роста производительности труда. При этом в отсутствие классического понимания рынка труда заработная плата не рассматривалась как рыночная категория. С развитием рыночных отношений в экономике России возник вопрос об объединении зарубежных и отечественных направлений исследований и достижений практики, учитывающий специфические особенности развития российской экономики. Потребность в расширении знаний о труде как источнике развития человека и общества объективно служит движущим мотивом раскрытия новых граней и возможностей в определении предмета науки «Экономика труда». Это обусловлено как развитием в целом экономической теории, так и развитием арсенала средств научно – технического прогресса, способствующих росту эффективности труда, созданию достойных условий жизни людей в обществе. При становлении и развитии рыночных отношений в экономике можно полагать, что развитие «Экономика труда» будет исходить из основополагающей категории эффективность труда, т.е. соотношения между его затратами и результатом, затрагивая следующие направления : - исследование содержания социально-трудовых отношений , рынка труда, занятости, механизма, регулирующего и обеспечивающего эффективное функционирование трудовых ресурсов и трудового потенциала общества; -формирование экономических условий для роста производительности и эффективности труда в ходе осуществления экономических реформ; изучение трудовой мотивации и стимулов, обеспечивающих плодотворную и эффективную трудовую деятельность в процессе развития рыночных отношений; -определение принципов управления воспроизводством и использованием ресурсов для трудовой деятельности применительно к различным уровня хозяйствования с выделением микро-, мезо- и макроэкономики труда: на микроуровне предмет экономики труда - изучение развития и использования трудового и творческого потенциала работников, повышения эффективности и доходности труда, уровня его оплаты на основе применения рациональных форм организации нормирования и стимулирования персонала; на мезоуровне предметом экономики труда является исследование и решение проблем занятости, рынков труда, социальной реабилитации и социальной защиты работников на территориальном уровне, формирование эффективной системы управления социально – трудовыми отношениями в конкретном регионе; на макроуровне предмет экономики труда - выработка стратегии развития социально-трудовой сферы, прогнозирование социально-трудовых показателей развития национальной экономики, формирование и развитие эффективного экономико-правового механизма регулирования трудовых отношений в обществе в интересах повышения эффективности национальной экономики для целей жизнеобеспечения человека и общества в целом. Таким образом, можно определить, что в современных условиях предметом экономики труда является изучение социально – трудовых отношений в вопросах трудового потенциала общества, путей его формирования и рационального использования в целях повышения эффективности национальной экономики, непосредственно обусловливающей жизнеобеспечение человека и общества в целом. В задачи данной работы входит, во –первых, рассмотрение значения труда в развитии человека. И во –вторых, изучение роли труда в развитии научно-технического прогресса и общества. 1. Значение труда в развитии человека Труд — вечное, естественное и главное условие человеческой жизни, ее альфа и омега. В широком смысле, слова под трудом понимают не только деятельность людей по производству материальных благ, но и по созданию духовных ценностей. Труд — это целесообразная деятельность людей, направленная на создание материальных и культурных ценностей. Труд есть основа и непременное условие жизнедеятельности людей. Труд предполагает определенную общественную форму (человек — существо общественное), определенные взаимоотношения людей в процессе трудовой деятельности. Поэтому история цивилизации, история человека — это не только эволюция орудий, предметов и способов труда, но в не меньшей степени и непрерывное изменение отношений между самими людьми в процессе трудовой деятельности. Труд - первопричина развития человека. Человек обязан труду в разделении функций между верхними и нижними конечностями, развитии речи, постепенном превращении мозга животного в развитый мозг человека, в совершенствовании органов чувств. В процессе труда у человека расширялся круг восприятий и представлений, его трудовые действия постепенно стали носить сознательный характер[7, с. 55]. Труд, прежде всего процесс, совершающийся между человеком и природой, процесс, в котором человек своей собственной деятельностью опосредствует, регулирует и контролирует обмен веществ между собой и природой. Также нужно учитывать, что человек, воздействуя на природу, используя и изменяя ее в целях создания потребительных стоимостей, необходимых для удовлетворения своих материальных и духовных потребностей, не только создает материальные (пищу, одежду, жилище) и духовные блага (искусство, литературу, науку), но и изменяет свою собственную природу. Он развивает свои способности и дарования, вырабатывает у себя необходимые социальные качества, формирует себя как личность. Таким образом, понятие "труд" не только экономическая, но и социологическая категория, имеющая определяющее значение в характеристике общества в целом и отдельных его индивидов. Выполняя трудовые функции, люди взаимодействуют, вступают в отношения друг с другом и именно труд является той первичной категорией, в которой заключено все многообразие конкретных общественных явлений и отношений. Общественный труд является общей базой, истоком всех социальных явлений. Он изменяет положение различных групп работников, их социальные качества, в чем и проявляется сущность труда как базового социального процесса. Наиболее полно социальная сущность труда раскрывается в категориях "характера труда" и "содержания труда" Разный по содержанию труд требует от работников неодинакового уровня профессиональных знаний, разной степени участия в управлении производственным процессом, различного уровня общей культуры, отражается на структуре его потребностей. Различия в содержании труда порождают различия в квалификации работников, влияют на их отношение к труду, уровень трудовой активности. Обогащение содержания труда, улучшение его условий облегчают труд человека, создают для него эмоциональный и интеллектуальный стимул, увеличивают тем самым его производственную отдачу и удовлетворенность трудом, способствуют развитию личности[5, с. 80]. В зависимости от различий в содержании труд классифицируется на: творческий и репродуктивный (стереотипный), физический и умственный, простой и сложный, исполнительный и организаторский (управленческий), самоорганизованный и регламентированный[4, с. 110]. Творческий труд предполагает постоянный поиск новых решений, новых постановок задач, активное варьирование функций, самостоятельность и неповторимость движения к искомому результату. В репродуктивном труде функции повторяются, остаются устойчивыми, почти неизменными, т.е. его особенностью является повторяемость (шаблонность) приемов достижения результата. Если творчество характеризуется получением чего-то качественно нового, никогда ранее не существовавшего, то репродуктивная деятельность сводится к получению "стандартного" результата. Физический труд характеризуется непосредственным взаимодействием человека со средствами труда, прямой включенностью его в технологический процесс, исполнительскими функциями в трудовом процессе. Все эти признаки взаимосвязаны и только в единстве дают характеристику физического труда как социального процесса. Умственный труд включает информационные, логические, обобщающие и творческие элементы, характеризуется отсутствием прямого взаимодействия работника со средствами производства и обеспечивает потребности производства в знании, организации и управлении. Во всех отраслях производства, на каждом предприятии содержание труда воплощено в те или иные профессии, различающиеся функциями и используемыми при этом орудиями труда. Чисто количественное распределение физических и умственных функций не может служить решающим критерием для признания того или иного вида труда умственным или физическим. Всякий процесс труда требует определенных умственных и физических усилий. Различие в содержании труда основано на выделении той функции, которая для результативности данного вида труда имеет решающее значение. Простой - это труд работника, не имеющего квалификации, т.е. неквалифицированный труд. Сложный - это труд работника, имеющего квалификацию т.е. квалифицированный труд, связанный с дополнительными издержками на обучение и воспитание квалифицированного работника. Квалификация - степень и вид профессиональной обученности работника, наличия у него знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения им определенной работы. Квалифицированные работы обычно определяются разрядом, к которому данный вид работы отнесен тарифно-квалификационным справочником[5, с. 96]. Каждый из этих видов трудов является востребованным в экономике любого государства. Существует тесная взаимосвязь между видом труда, который осуществляет человек и уровнем его интеллектуального развития, если это касается профессиональной деятельности человека. Как правило, люди с высоким уровнем интеллекта занимаются квалифицированным, сложным, творческим трудом. Эти люди обладают большим объемом человеческого капитала, нежели те люди, которые занимаются простым физическим трудом. Хотя мы все знаем, что труд шахтера или строителя является не мене важным труда хирурга или академика. Процесс накопления знаний, умений и навыков является процессом накопления человеческого капитала. А объем этого капитала можно считать критерием развития человека. Получение знаний и навыков является большим трудом, который человек осуществляет на протяжении всей своей жизни, поэтому можно сказать, что человек развивается вся свою жизнь. Даже самые незначительные достижения в любой сфере деятельности человека происходят как следствие труда людей. На протяжении всей своей жизни люди познают способы взаимодействия с природой, находят более совершенные формы организации производства, пытаются получить эффект от своей трудовой деятельности. При этом и сами люди постоянно совершенствуются, наращивая знания, опыт, производственные навыки. Диалектика этого процесса такова: сначала люди видоизменяют и совершенствуют орудия труда, а затем видоизменяются и совершенствуются сами. 2. Роль труда в развитии научно- технического прогресса и общества Анализируя становление человеческого общества, Ф.Энгельс подчеркивал, что человек обязан труду в разделении функций между руками и ногами, в развитии органов речи, в постепенном развитии мозга животного в мозг человека, после чего действия последнего стали носить сознательный характер. В результате совместной деятельности рук, органов речи и мозга, отношения между собой люди приобретали способность выполнять все более сложные операции, ставить перед собой новые цели и достигать их. Труд в процессе развития человека становился все более разнообразным, совершенным, многосторонним: охота, скотоводство, земледелие, затем прядение и ткачество, обработка металлов, гончарное ремесло, судоходство и торговля. Постепенно появились и развились искусство, науку, право, политика и другие формы трудовой деятельности. Так в общем виде может быть представлен генезис все боле усложняющихся в своем развитии видов труда. В цивилизованном обществе деятельность человека направлена на создание машин, механизмов, материалов с заранее заданными свойствами, отсутствующими непосредственно в природе, средств передачи и хранения информации, произведений искусства и литературы, совершенствование научных открытий. По мере развития производительных сил меняется и само человеческое общество, образ жизни людей. Под влиянием научно-технического прогресса происходят такие процессы, как систематическое изменение содержания преимущественно физического труда в результате комплексной механизации, автоматизации, кибернетизации производства и коренного улучшения его организации. Повышается общеобразовательный и культурно – технический уровень и квалификация работников, на фоне непрерывного роста производительности как общественного, так и индивидуального труда повышается уровень и качество жизни населения [1, с. 110]. Мощным фактором роста производительных сил общества является органическое соединение науки с производством, так как научно-техническая революция означает не только применение новых видов энергии, материалов, электронно-вычислительных машин и даже комплексной автоматизации производства, а глубокую перестройку всего технического базиса производства, форм его организации и управления. Одним из существенных моментов развития производства является переход от экстенсивных методов к интенсивным. Под экстенсивным ростом производства понимается его расширение преимущественно с помощью новых капиталовложений и вовлечения новых сил в производственный процесс. Интенсификация производства означает количественный рост и качественное улучшение продукции в первую очередь за счет существенного повышения степени использования всех средств производства – как орудий труда и материалов, так и наличного потенциала рабочей силы, дальнейшего значительного повышения производительности труда на основе применения более совершенной техники и технологии производства, быстрого освоения достижений научно-технического прогресса. Опыт развития производства в странах с рыночной экономикой показывает, что наряду с концентрацией производства по горизонтали – путем объединения предприятий, производящих однотипную продукцию, происходит концентрация производства по вертикале – в виде комбинатов, т.е. объединения предприятий, осуществляющих последовательные ступени переработки сырья либо связанных различными формами общественного разделения труда и специализации производства. Наглядными примерами металлургические, нефтехимические, лесохимические и другие комбинаты. Прогрессивной формой концентрации является комбинированные производства. Появление электронно-вычислительной техники и рост быстродействия ЭВМ оказались одним из наиболее впечатляющих направлений НТР. Производство и применение ЭВМ растет быстрыми темпами, но при этом полностью учитывается роль «человеческого фактора» в руководстве производством благ и услуг. Роль труда в развитии человека и общества проявляется в том, что в процессе труда создаются не только материальные и духовные ценности, предназначенные для удовлетворения потребностей людей, но и развиваются сами работники, которые приобретают новые навыки, раскрывают свои способности, пополняют и обогащают знания. Творческий характер труда находит свое выражение в рождении новых идей, появлении прогрессивных технологий, более совершенных и высокопроизводительных орудий труда, новых видов продукции, материалов, энергии, которые, в свою очередь, ведут к развитию потребностей. Таким образом, следствием трудовой деятельности становится, с одной стороны, насыщение рынка товарами, услугами, культурными ценностями, с другой - прогресс производства, появление новых потребностей и их последующее удовлетворение. Развитие и совершенствование производства благотворно сказывается на воспроизводстве населения, повышении его материального и культурного уровня. В процессе труда проявляются также и процесс знания, способности и навыки человека, которые становятся источником его доходов, а также доходов предприятия, а также общества и государства. Специалисты Всемирного банка предложили методологию оценки «человеческого капитала», исходя из расширительной концепции национального богатства, которое образуется за счет использования соответственно трех форм капитала: человеческого, природного и материального[1, с. 94]. Человеческий капитал некоторые специалисты рассматривают как основной фактор социально-экономического роста. Суть выдвинутой концепции устойчивого развития и накопления национального богатства состоит в том, что именно личность человека определяет их состояние и перспективы. Именно развитие человека служит конечной целью функционирования общества, а экономический рост – средство достижения этой цели. При этом мерой развития человека должно служить не само по себе количество товаров и услуг, которыми он располагает, а свобода его развития, и в частности, свобода духовной и творческой жизни, а также возможность выбора путей совершенствования его способностей. Среди специалистов существуют различные толкования человеческого капитала. Наиболее часто оно трактуется как имеющийся у каждого человека запас знаний, способностей к труду, опыта применения таких качеств в общественном производстве товаров и услуг, а также и в отстаивании права на соответствующее вознаграждение. Сочетание этих признаков - залог позитивного развития членов общества и источник увеличения национального богатства. Такая трактовка используется во многих развитых странах. В отечественной практике оценку человеческого капитала в рамках расширительной концепции национального богатства применяют лишь отдельные экономисты[11, с. 86]. Для расчетов показателей национального богатства в соответствии с расширительной концепцией предстоит выработать единые принципы определения всех его составных частей и общие методологические подходы к оценке роли этих элементов в воспроизводственном процессе. Предстоит уточнить границу между потребляемой и накапливаемой частями ВВП, особенно в связи с оценками человеческого капитала. Человеческий капитал - главный и важнейший элемент национального богатства во всех странах, а точнее, он составляет половину и более национального богатства. В мировых итоговых показателях стоимость оцененного природного и воспроизводимого материального капитала имеет примерно одинаковое значение - по 16,5%. Но по главным типовым группам стран элементы национального богатства распределены чрезвычайно неравномерно, что ярко проявляется при сравнении показателей элементов национального богатства в расчете на душу населения. Особенно наглядно это видно при сравнении показателей обеспеченности стран природным капиталом, который служит источником материальных ресурсов для всего воспроизводственного процесса. Из анализа показателей развития человеческого капитала россиян на фоне мировых итогов видно, что его величина, по существу, не адекватна его роли и значению для обеспечения расширенного воспроизводства. Россияне как собственники этой формы капитала создают здесь ВВП, величина которого на душу населения согласно международным сопоставлениям ООН оценена в 6,7 тыс. долл., т.е. составляет менее четверти от уровня США, или примерно треть от уровня Финляндии. Это является причиной миграции россиян как на внутреннем рынке труда, так и на мировом в силу свойства всех форм капитала переливаться в те отрасли лил те страны, где условия функционирования более благоприятны. Уровень развития общества определяется качеством его рабочей силы, количеством специалистов обладающих высоким объемом человеческого капитала. Для России сейчас существует угроза истощения его интеллектуального потенциала, поскольку за рубеж уезжает молодая, наиболее образованная часть граждан, что, естественно наносит большой ущерб социально-экономическому развитию страны, её будущему. Заключение Изучив вопросы значения труда в развитии человека и роли труда в развитии научно-технического прогресса и общества можно сделать вывод о том, что человек своим развитием всецело обязан труду. Поскольку именно благодаря умственным усилиям эволюционировал мозг человека, именно благодаря своему труду человек создает материальные и духовные блага, ценности. При рассмотрении первого вопроса было дано несколько определений понятия «труд» различных авторов, а также дана классификация видов труда, и исходя из описаний каждого из видов труда можно определить области его применения и значимости для общества. Мы пришли к выводу, что каждый из этих видов трудов является востребованным в экономике любого государства. История человечества свидетельствует о весьма существенном, можно сказать, решающем значении труда в общественном развитии человека. Теоретические и эмпирические исследования роли труда свидетельствуют: труд – первое, основное условие всей человеческой жизни, и притом в такой степени, что в известном смысле можно сказать: «Труд создал самого человека». Библиографический список 1. Дворецкая Г.В., Экономика труда. - К., Виша школа, 2003. 2. Дикарева А.Н., Мирская М.И. Социология труда. - М., Высшая Школа, 2004. 3. Дряхлов Н.И. Социология труда. - М., издательство Московского университета, 1999. 4. Кравченко А.И. Социология труда в XX веке. Историко - критический очерк. - М., Наука, 1999. 5. Рофе А. И. Экономика и социология труда. -М., Мик, 1999. 6. Рофе А.И., Ерохина Р.И., Пшеничный В.П., Стретенко В.Т. Экономика труда. - М., Высшая школа, 1999. 7. Щербина В.В. Экономика труда. - М., Издательство Московского университета, 1999. 8. Голенкова З. Т. Наемные работники. Некоторые черты формирующегося класса // Социологические исследования. 2002. № 9. С.41-50. 9. Голуб О. Проблемы социальной эффективности на российском рынке труда // Власть. 2002. № 4. С. 30-36. 10. Кравченко А. И. Социология труда в XX веке. Историко — критический очерк. — М., Наука, 1987. 11. Коргова М. «Портрет» кадровых служб организаций современной России // Управление персоналом 2004 - №8.


Категория: Финансы | Добавил: Admin (24.07.2011)
Просмотров: 1949 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Реклама
Место для вашей рекламы.
Возможно вам будет интерестно также информация ниже:
Реклама
Место для вашей рекламы.
Вход на сайт
Категории раздела
  • Игрушки
  • Библиотека
  • Статистика

Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Реклама