• Открыта тема на форуме - Трансляция видео с веб камер Хабаровска
  • Добавлена в библиотеку новая тема - Происхождение Солнечной системы
  • Добавлена новая игра - По следам тайны
  • Добавлена веб камера набережная Хабаровска
Место для вашей рекламы.

Социально-психологическая адаптация


Адаптация Социально-психологическая адаптация – приспособление человека как личности к существованию в обществе в соответствии с требованиями этого общества и собственными мотивами, потребностями и интересами. В психологическом словаре под редакцией В. П. Зинченко предлагается другое понятие социально-психологической адаптации. Это интегрированный показатель состояния человека, отражающий его возможности выполнять определенные психосоциальные функции: адекватное восприятие окружающей действительности и собственного организма; адекватная система отношений и общения с окружающими; способность к труду, обучению, к организации досуга и отдыха; способность к самообслуживанию и взаимообслуживанию в семье и коллективе, изменчивость поведения в соответствии с ролевыми ожиданиями других. Важнейшим средством достижения социально-психологической адаптации являются общее образование и воспитание, а также трудовая и профессиональная подготовка. Основные проявления же ее – взаимодействие (в том числе и общение) человека с окружающими людьми и его активная деятельность. Образование в буквальном смысле слова «формирование образа» мыслей, действий человека в обществе. Это процесс усвоения знаний, умений и навыков. Основной путь получения образования – обучение в различных учебных заведениях. Также хотелось бы обратить внимание на определение образования забытым русским педагогом Сергеем Иосифовичем Гессеном (1887 – 1950). Он рассматривал образование как культуру личности, процесс приобщения человека к ценностям науки, искусства, религии, нравственности, права, экономики. В этом, считал он, основа развития личности. Ученый отмечал, что «подлинное образование заключается не в передаче того культурного содержания, которое составляет особенность поколения образовывающегося, но лишь в сообщении ему того движения, продолжая которое оно могло бы выработать свое собственное новое содержание культуры». Таким образом образование решает задачи совершенствование личности, ее культуры, физического и нравственного развития, приобретения общего и профессионального образования. Обучение – двусторонний процесс учения и преподавания. Процесс передачи и усвоения знаний, умений и навыков, способов познавательной деятельности. В учении ребенок познает окружающий мир, а преподавание – руководство педагогом познавательной и учебной деятельностью ребенка. Обучение дает ребенку знания, умения и навыки. Но в процессе приобретения знаний осуществляется и воспитание, прививаются навыки поведения в обществе, отношение к труду, к людям. При рассмотрении процесса обучения нужно не забывать, что этот процесс носит социальный характер, так как он протекает при общении, взаимодействии учителя и ученика, ученика и ученического коллектива. На основе выше сказанного можно сделать вывод, что обучение процесс социальный, обязательно включающий в себя воспитательные функции и направленный на образование человека, развитие его задатков и способностей, формирование гармонически развитой личности, формирование его нравственных и культурных качеств и соответствующего поведения в обществе. Анализ Анализ учебно-воспитательного процесса в общеобразовательной школе показал нам насколько он несовершенен в российских школах: во-первых, обучение не учитывает интересов и потребностей своих подопечных; во-вторых, оно не отвечает запросам общества; и в-третьих, оно ориентируется на «среднего» ученика. На самом же деле на практике уже давно общество пришло к выводу, что одинаковых личностей нет и что всякий талант способствует дальнейшему культурному прогрессу. А талант надо развивать. Это говорит, что надо вносить изменения в систему обучения и воспитания школьников. Изменения в системе образования подрастающего поколения произойдет лишь тогда, когда изменится мировоззрение учителей и профессиональные требования, предъявляемые к ним. Вероятно, каждый помнит, что в среде его школьных товарищей был хотя бы один одаренный. Большей частью такие дети, однако, учатся из рук вон плохо или отличаются наихудшим поведением. Здесь кстати будет процитировать Пирогова Н. И., который так хорошо знал школьное дело и который в своей статье «Школа и жизнь» пишет: «Сколько учеников слывут в школе тупоголовыми, а в жизни оказываются умнее своих учителей».[1. 387] Одаренность, талант, гениальность – это высокий уровень развития каких-либо способностей человека. Дети отличаются друг от друга не только качеством своих способностей (например, у одних есть способность к математике, у других к музыке), но и степенью их развития. Когда ребенок показывает в определенном виде деятельности несколько лучшие результаты, чем в другой, говорят, что он способен к данной деятельности. Когда эти результаты очень высокие, говорят, что человек талантлив, при этом имеется в виду не только более высокий уровень способностей, но и их своеобразные индивидуальные особенности, характерные для данного ребенка. Практически об одаренности судят по высокому уровню развития способностей. Благодаря этому часто без достаточных оснований относят к одаренности такие способности, которые обязаны своим развитием всецело условиям жизни и воспитания человека, а не врожденным его качествам. Учителю, конечно, удобнее работать с детьми, похожими друг на друга. Работать с разными учителя просто не умеют. Да и условий для этого в нашей российской школе нет. Кроме того учителей этому нигде не учат – ни в педагогических колледжах, ни в университетах. Между тем в условиях ныне сложившейся практики некоторые учителя предпочитают вообще не иметь одаренных детей у себя в классе, так как они испытывают чувство, близкое к враждебности, к ним из-за их нестандартности. На наш взгляд это происходит из-за неопытности работы с такими детьми, так как этому у нас нигде не учат. И в силу этого возникают проблемы как у учителя в работе с такими детьми, так и у самих детей. Это усложняет процесс обучения. В работе с одаренным ребенком учителю сложно признать, что ребенок умнее его (!). У большинства из них высокая самооценка, и здесь следует преодолевать барьер «зазнайства». На мой взгляд этой проблемы могло бы и не быть, если бы были четко сформулированы те качества учителя, которые бы помогли ему в работе с талантливыми детьми. И мы бы хотели в свою очередь восполнить этот пробел, так как талант нельзя «зарывать в землю», его нужно развивать. Это важно для будущего нашей страны. Эти профессиональные качества учителя заключаются в следующем: 1. Позитивная Я-концепция составляет одну из важнейших характеристик учителя. 2. Он должен разбираться в специальных программах и учитывать опыт других педагогов. 3. Учитель обязательно должен уметь правильно оценивать успехи детей. 4. Он должен правильно использовать в своей работе индивидуальный подход к каждому ученику. В целом важно помнить, что одним из условий развития одаренных детей является благожелательное, теплое отношение с взрослыми. Свет этого общения помогает ребенку позитивно отнестись к самому себе, осознать собственную неповторимость и право каждого на исключительность. Таким образом видно, что все выше перечисленные качества учитывают индивидуальность способностей каждого ребенка, то есть учитель обладая всеми этим сможет не только увидеть в ребенке талант, но и поможет ему развиться в процессе обучения. Так же педагогу следует помнить, что как бы не был одарен ребенок, его нужно учить. То положение, что гений всегда пробьется, в корне неверно. Важно приучить к усидчивости, приучить трудиться, самостоятельно принимать решения. Педагогу следует проанализировать свое отношение к этому ребенку и только тогда возможно выбрать правильный путь взаимопонимания с ним. Следует разобраться что в этом ребенке особенное, чем гордятся родители. Не следует также забывать, что талант ребенка ослепляет родителей. Конфликты в семье возникают на почве давления на такого ребенка. Он не любит давления притеснений, не терпит окриков, родители забывают об этом, и это выливается в проблему. Педагог должен помочь родителям развивать индивидуальные задатки ребенка, направлять его к специалистам, организовывать консультации, осуществлять постоянный контакт с родителями. Нестандартное поведение одаренных детей проявляется в том, что у них часто меняется настроение, они нетерпеливы в общении, прерывают собеседника, демонстрируют собственные знания. Они поправляют собеседника, если обнаруживают какую-то неточность, стараются быть всегда правыми, считая неприятным быть неправым. Все эти качества требуют в первую очередь воспитания терпения и ненавязчивости. Талантливые дети знают, что такое доброта, справедливость и милосердие, но на практике эти прекрасные идеи они не могут претворить в жизнь. Здесь нужна помощь педагога. Любознательность и стремление все знать, огромный творческий потенциал выливаются в нарушения устоявшихся норм поведения и отношения с окружающими. Здесь необходима связь педагога с родителями. Таким образом, тесная взаимосвязь педагога с родителями поможет ему выявить одаренных детей и правильно направить свою работу, то есть развивая таланты этих незаурядных личностей. Так как строя свою работу, он должен помнить, что всякое великое дарование, получившее правильное и максимальное развитие, представляет большое социальное благо, поскольку оно служит дальнейшему культурному прогрессу. Анализ Анализируя вторую предложенную педагогическую ситуацию, можно предположить, что педагог поведет себя следующим образом: 1. Педагог повторно выслушает студента, и только после этого проаргументирует свою отметку в первом случае; 2. Педагог совсем не будет выслушивать повторно студента; 3. Педагог повторно выслушает студента, затем проаргументирует свое отношение к первому ответу и ко второму ответу и оценит ответ студента окончательно по второму разу, похвалив его за старания; 4. Педагог повторно выслушает студента, затем проаргументирует свои действия в первом случае, но отметку студенту не исправит; 5. Педагог повторно выслушает ответ студента и молча исправит ему отметку. Я думаю, что в той ситуации, когда преподаватель повторно выслушает студента, проаргументировав первый ответ и похвалив его за старания, он покажет свою педагогическую компетентность и в тоже время продемонстрирует свой профессионализм. Но на самом деле, я считаю, что такие педагогические ситуации нужно на практике применять очень осторожно, потому, что очень часто это может просто «оттолкнуть» студента, а не наоборот заставить его стараться. Библиографический список 1. Василькова Ю. В., Василькова Т. А. Социальная педагогика. – М., 2000. 2. Кащенко В. П. Нужно ли выделять даровитых детей из общей массы школьников//Антология пед. Мысли России. Вторая половина 19 – начало 20в. – М., 1990. 3. Мелхорн Х. Г., Мелхорн Г. Гениями не рождаются. – М., 1989. 4. Начальная школа №11. – 1992. С. 7 – 9. 5. Новое педагогическое мышление. Под ред. Петровского А. В. – М., 1989. 6. Одаренные дети. М., 1991. 7. Русский язык в школе № 6. – 1986. С. 3 – 8.


Категория: Психология | Добавил: Admin (24.07.2011)
Просмотров: 1769 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Реклама
Место для вашей рекламы.
Возможно вам будет интерестно также информация ниже:
Реклама
Вход на сайт
Категории раздела
  • Игрушки
  • Библиотека
  • Статистика

Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Реклама