План приватизации в России в 2013 году
Новый виток приватизации должен не только принести федеральному бюджету пол триллиона рублей в 2013 году, но и создать новый класс "легитимных и уважаемых собственников". "Власть" решила оценить, насколько эти планы реализуемые в условиях экономической нестабильности и тотального скепсиса инвесторов. "Приватизация, которую правительство намерено проводить, не должна иметь ничего общего с практикой 1990-х годов, с пресловутыми залоговыми аукционами. Это должна быть приватизация, основанная на честной, открытой продаже госсобственности по справедливой, реальной цене. Качество приватизации — это не только поступление средств в бюджет. Это прежде всего вопрос доверия общества к действиям государства, это появление по-настоящему легитимного, уважаемого собственника,— заявил президент Владимир Путин в послании Федеральному собранию.— Убежден, в центре новой модели роста должны быть экономическая свобода, частная собственность и конкуренция, современная рыночная экономика, а не государственный капитализм". "Приватизация, которую правительство намерено проводить, не должна иметь ничего общего с практикой 1990-х годов, с пресловутыми залоговыми аукционами. Это должна быть приватизация, основанная на честной, открытой продаже госсобственности по справедливой, реальной цене. Качество приватизации — это не только поступление средств в бюджет. Это прежде всего вопрос доверия общества к действиям государства, это появление по-настоящему легитимного, уважаемого собственника,— заявил президент Владимир Путин в послании Федеральному собранию.— Убежден, в центре новой модели роста должны быть экономическая свобода, частная собственность и конкуренция, современная рыночная экономика, а не государственный капитализм". Путин впервые с момента инаугурации четко обозначил, в каком направлении будет развиваться экономическая политика. По словам президента, это направление будет противоположно тому, в котором страна шла в стабильные "нулевые" путем создания госкорпораций. Однако события последнего года показывают, что к приватизации власти пока так и не выработали непротиворечивого подхода — вокруг процесса передачи госсобственности в частные руки идет острая борьба. Тезисы о необходимости сокращать госсектор содержались еще в майском указе Путина о долгосрочной экономической политике. Вслед за этим премьер Дмитрий Медведев объявил приватизацию одним из семи приоритетов правительства. К 2018 году доля государства в экономике должна снизиться до 20%. Сейчас она вплотную приблизилась к 50%. По данным банка BNP Paribas, в нефтедобыче госкомпаниям принадлежит 45%, в банковском секторе — 49%, на транспорте — 73%. 30 ноября на совместной коллегии Минэкономики и Росимущества была одобрена новая концепция управления госимуществом до 2018 года. Все предыдущие приватизационные сделки осуществлялись в соответствии с концепцией, принятой еще в период первого краткого премьерства Владимира Путина в 1999 году. Главное изменение — отказ от идеи, что приватизация нужна для повышения доходов бюджета. Теперь главной целью объявлено увеличение инвестиционной привлекательности госкомпаний. Предполагается, что полная передача в частные руки, либо вывод компаний на биржу и увеличение доли частных акционеров позволит сделать их более прозрачными и эффективными. В 1990-е "приватизация по Чубайсу" мало способствовала счастью простых россиян. Вероятно, поэтому их участие в приватизации 2010-х не предполагается Ключевым тактическим мероприятием станет раздел госимущества на две группы: подлежащего скорейшей продаже и сохраняемого в госсобственности для дальнейшего развития. Предполагается и рост квалификации профессиональных директоров до такого уровня, что правительство откажется от нынешнего метода управления госсобственностью с помощью директив, которые выдаются представителям государства в советах директоров. Новый виток приватизации должен охватить все этажи российской властной вертикали. На высшем уровне, по словам министра экономического развития Андрея Белоусова, будут осуществлять "продажу доли на рынках, продажу определенных корпоративных технологий". Этажом ниже, на уровне федеральных министерств и ведомств, вводится принцип "Продавай или объясняй". Каждое ведомство будет доказывать, что жить не может без принадлежащей ему собственности. В "дорожные карты" отраслевых ведомств должны быть внесены конечные цели развития всех ФГУПов, акционерных обществ, любых подотчетных структур, разъясняющие, почему они должны сохранить свой статус. Впрочем, независимо от убедительности аргументов, все ФГУПы все равно будут ликвидированы к 2018 году. А доля компаний с госучастием, вышедших на IPO, должна увеличиться в два раза. И наконец, неиспользуемые участки земли пойдут под дачное строительство. Таким образом, формально правительство наконец-то сделало выбор и ответило на вопрос, что важнее — продать актив как можно дороже, чтобы выручить побольше денег в бюджет, либо продавать как можно скорее, чтобы снизить роль государства в экономике и повысить эффективность. Выбор формально сделан в пользу скорости и эффективности. Наполнение бюджета отходит на второй план. "Сделки приватизации имущества должны идти, конечно, не вопреки той ситуации, которая складывается на рынках. Но и гипертрофировать ее нельзя, потому что она не бывает идеальной, а когда она идеальна, мы, как правило, ни к чему не готовы, поэтому это должна быть какая-то усредненно-подходящая, оптимальная ситуация",— заявил Дмитрий Медведев на заседании правительства 25 октября. "Вопрос денег был важен в 2010 году, когда мы только планировали этот второй этап приватизации,— говорит источник "Власти", близкий к правительству.— Сейчас эта проблема так остро не стоит. Цена на нефть для нас комфортная. Лишних денег нет, но и задачи продать все любой ценой, чтобы заткнуть дыры, тоже не стоит". Тем не менее в бюджете следующего года уже заложены доходы от приватизации. И немалые. Правительство рассчитывает получить 427,7 млрд рублей. Это в два раза больше, чем доходы, полученные в этом году (по предварительным оценкам Минэкономики, сумма составит 221 млрд), и в 20 раз больше, чем в 2010 (23 млрд). Больше половины этой суммы, 260-270 млрд рублей, должны принести восемь крупных сделок. Правительство планирует приватизировать "Совкомфлот", банк ВТБ, компанию АЛРОСА, компанию "Роснефть" (пакет до 6%), Архангельский траловый флот, ТГК-5 (Территориальная генерирующая компания N5), авиакомпанию "Сибирь" и "Мосэнергострой". Как заявил Андрей Белоусов на заседании правительства, "если в текущем году наиболее значимым событием была приватизация пакета Сбербанка, то в следующем году, безусловно, это будет проведение IPO "Сомкомфлота" — крупнейшая сделка, которая, мы считаем, должна стать знаковой вообще для российской приватизации". Дальше приватизация будет нарастать как снежный ком. К апрелю 2013 года Росимущество должно разработать "дорожные карты" по приватизации крупнейших госкомпаний, в том числе "Роснано", РЖД, АЛРОСА, "Роснефти" и всех государственных энергетических компаний, в том числе "Интер РАО". Потом на очереди госдоли в Объединенной зерновой компании, "Росагролизинге", "Аэрофлоте", "Шереметьево", Россельхозбанке, "РусГидро". Чтобы получить желаемую сумму, правительству придется заняться вдумчивым поиском инвестора. Которого в следующем году может и не найтись. "В текущих экономических условиях Россия не так нуждается в деньгах, как Южная Европа, где сейчас очень активизировался процесс продажи госимущества. Пока цена на нефть выше $100, приватизация особой роли не играет. При этом реального спроса на российские активы нет. В Европе из-за собственных проблем идет снижение лимитов на российские активы, а отечественные инвесторы выводят капитал. Получается, что государство будет вынуждено покупать само у себя, выполняя свои же планы",— говорит глава аналитического отдела брокерской компании "КИТ Финанс" Василий Евдокиенко. "Если включено в программу приватизации, то надо продавать. Поиск "окна возможностей" — это правительственные игры. Подходящего "окна" можно никогда не дождаться. 2008 год продемонстрировал лимиты предсказаний и чиновников, и инвестиционных банков",— подчеркивает директор департамента макроэкономики Института финансовых исследований Владимир Крейндель. В 1990-е "приватизация по Чубайсу" мало способствовала счастью простых россиян . Вероятно, поэтому их участие в приватизации 2010-х не предполагается Даже если отвлечься от проблемы наполнения бюджета, руководствоваться исключительно желанием как можно скорее передать актив в руки частного покупателя, чтобы повысить эффективность бизнеса, тоже пока не получается. Характерный пример — ситуация с продажей госпакета в Новороссийском морском порту (НМТП). НМТП — крупнейший российский портовый оператор. Грузооборот группы в 2011 году — 157 млн тонн. 50,1% акций порта на паритетных началах контролируют OAO АК "Транснефть" и группа "Сумма", 20% у Росимущества, 5,3% у структур РЖД, 2,7% — казначейские акции, free float — 21,9%. Акции НМТП торгуются на ММВБ и LSE (в виде GDR). Сделка по продаже государственных 20% должна была состояться еще в начале ноября. Однако затем организатор SPO швейцарский UBS объявил о переносе сроков размещения, сославшись на последствия урагана "Сэнди". А затем первый вице-премьер Игорь Шувалов, курирующий приватизацию, заявил, что конфигурация сделки может быть изменена. "Мы хотим понять, кто инвестор, есть ли кто-нибудь из стратегических инвесторов, который за такие же, например, деньги хочет приобрести. Лучше в данной сделке всем позволить проявить интересы до конца, открыть все карты, а нам бы за все эти карты небольшую премию",— заявил Шувалов. С тех пор никаких официальных новостей о размещении акций НМТП нет. Ситуация вызвала недоумение у инвесторов. "Все ожидали, что размещение пройдет в ноябре, как и говорило российское правительство. НМТП — очень привлекательный и недооцененный актив, многие в него с удовольствием вкладываются и собирались увеличить свою долю, некоторые даже прокредитовались,— рассказывает "Власти" менеджер одного из западных фондов, проявлявших интерес к SPO.— Но затем без объяснения причин сделку перенесли на неопределенное время". По словам участников рынка, причиной переноса могут быть разногласия среди чиновников относительно дальнейшей судьбы НМТП. В начале года "Роснефть", которую сейчас возглавляет бывший вице-премьер Игорь Сечин, выступала с предложением выкупить пакет НМТП, чтобы контролировать стратегический для компании маршрут поставки нефти в Европу. В частности, в компании объясняли, что продажа пакета "в рынок" может привести к увеличению доли "Суммы", которая и так занимается оперативным управлением портом, а это повлечет за собой создание монополизма в важнейшем порту. Причем монополизма не государственного, а частного. "У государства огромное количество инструментов, чтобы вмешаться, если появятся подозрения в нарушении антимонопольного законодательства. Этим целая федеральная служба занимается, зачем туда влезать госкомпании. Это противоречит логике приватизации",— возражает источник "Власти", близкий к участникам размещения. Так или иначе, решения по НМТП пока нет. Противоречивые действия властей — лишь часть проблемы. По мнению экспертов, приватизация в любом случае не приведет к улучшению корпоративного управления и большей эффективности, пока государство продает пакеты ниже контрольного. "Российская культура корпоративного управления такова, что миноритарий — никто, а мажоритарий — бог",— объясняет Крейндель. Наличие free float в России далеко не гарантирует прозрачность компании: достаточно вспомнить многолетние судебные тяжбы миноритария Алексея Навального с госкомпаниями, отказывавшимися предоставлять ему документы. В конце концов, у "Газпрома" тоже много частных акционеров, однако даже контролирующий акционер — правительство РФ — лишь недавно добилось права рассматривать его инвестпрограмму. К тому же действующая система продажи маленькими траншами снижает стоимость актива. Например, на первом этапе приватизируемый пакет РЖД составит максимум 5%. "Это очень важно для того, чтобы сделать эту компанию публичной и создать по сути дела рыночную оценку ее стоимости",— объяснял министр Белоусов. "Потери от дробления пакетов акций составляют порядка 20%",— оценивает Крейндель. В представлении архитекторов новой приватизации стратегические инвесторы с нетерпением ждут начала продаж российских заводов, пароходств и банков Фото: Reuters В послании Федеральному собранию Владимир Путин обозначил еще одну цель, которую может иметь приватизация. Он предложил начать продавать через Московскую, а не Лондонскую фондовую биржу, где сейчас проходят все приватизационные сделки, включая размещения Сбербанка и ВТБ. "Государство само должно показать пример использования отечественной юрисдикции, выбирая именно российские площадки для размещения государственных ресурсов для приватизационных сделок",— заявил Путин. Таким образом приватизация должна способствовать созданию в Москве Международного финансового центра — проекта, выдвинутого еще Дмитрием Медведевым в бытность президентом. Судя по последним высказываниям Владимира Путина, отказываться от этого проекта Кремль не собирается. Однако эксперты убеждены, что российский фондовый рынок не сможет переварить акции в заявленных объемах. "Мы не сможем обойтись без международных фондовых площадок в среднесрочной перспективе. Внутренний капитал не в состоянии профинансировать приватизационные сделки. Если правительство обяжет перевести сделки в Москву, то приватизация превратится в перекладывание из одного кармана в другой, когда госактивы будут покупать государственные же компании, госбанки или "Роснефтегаз",— полагает Василий Евдокиенко. Чтобы проводить сделки в России, властям придется устранить все те институциональные ограничения, которые мешают Москве стать привлекательным финансовым центром. Однако работа в этом направлении, как показывают первые итоги (см. материал "Приглашение денег" в N17 от 29 апреля 2012 года), идет столь медленно, что в будущем году проводить размещения на ММВБ-РТС точно не получится. | |
Категория: Комерсант | Добавил: Admin (22.12.2012) | |
Просмотров: 2045 | |
Всего комментариев: 0 | |