• Открыта тема на форуме - Трансляция видео с веб камер Хабаровска
  • Добавлена в библиотеку новая тема - Военные реформы В. В. Путина 2000 – 2002 гг.
  • Добавлена новая игра - Клубные заморочки
  • Добавлена веб камера набережная Хабаровска
Место для вашей рекламы.

«Отцы и дети»


«Отцы и дети» Залог тех непрерывных изменений, В которых что-то ищет Бог, Играя сменой поколений... Написание романа самого знаменитого общественного романа Тургенева "Отцы и дети" (1862 г.) совпало с важнейшими реформами XIX века, а именно — отменой крепостного права. Век знаменовал собой развитие промышленности и естественных наук. Расширилась связь с Европой. В России стали принимать идеи западничества. Роман "Отцы и дети" появился в журнале "Русский вестник" после разрыва автора с журналом "Современник". Всего два года отделяют роман "Накануне" от "Отцов и детей"; но огромные перемены произошли за этот короткий срок в общественных течениях. Широкими волнами катилась теперь русская жизнь, все более и более выделяя настроение, которое уже не довольствовалось неопределенными перспективами на лучшее будущее. Недавнее радостно-умиленное единодушие всех слоев общества исчезло. Нарождалось поколение, далеко ушедшее в своих стремлениях и идеалах от того скромного минимума человеческих прав, который давали стоявшие тогда на очереди реформы. Но как ни резко было по существу обособление этой новой общественной группы, оно еще было в стадии подготовки, и никому не приходило в голову, что происходит распад прогрессивного течения на два почти враждебных друг другу лагеря. Поразительно тонкий и наблюдательный Тургенев понимал всю глубину разлада, он писал Полине Виардо: "Я попытался представить конфликт двух поколений". Роман "Отцы и дети” появился в начале 1862 г., но закончен был уже летом 1861 г., значит задуман он был буквально в самый момент зарождения новых настроений молодого поколения. В "Отцах и детях" достигла самого полного выражения одна из самых характерных особенностей новейшей русской литературы вообще и Тургенева в частности — теснейшая связь литературного воздействия с реальными течениями общественных настроений. С удивительной чуткостью отражая носившиеся в воздухе настроения и веяния эпохи, Тургенев сам до известной степени являлся творцом общественных течений. Роман был опубликован в момент крайнего обострения общественной борьбы, он раскрывает жестокий и сложный процесс ломки прежних социальных отношений. Этот процесс предстал в романе, как разрушительная стихия, меняющая привычное течение жизни. Появление романа вызвало бурю, многие встретили роман враждебно. На Тургенева обрушились и "дети", и "отцы". Реакционная печать обвинила писателя в заискивании перед молодёжью, демократическая упрекала автора в клевете на молодое поколение. Однако роман "Отцы и дети" имел бешенный успех в российских литературных кругах. Образ Базарова
Приступая к изображению "детей", Тургенев не мог не сознавать своей отчужденности от них. В "Накануне" он стоит на стороне молодых героев романа, а перед Еленой, столь шокировавшей своими отступлениями от условной морали людей старого поколения, прямо преклоняется. Такой симпатии он не мог чувствовать к Базарову с его материалистическим пренебрежением к искусству и поэзии, с его резкостью, столь чуждой мягкой натуре писателя. В каждом из крупных произведений Тургенева есть действующее лицо, в уста которого писатель влагал свое собственное тонкое и меткое остроумие. В "Отцах и детях" вся эта ядовитость сосредоточилась в Базарове, у которого уже по этому одному является масса точек соприкосновения с автором. При всем коренном разногласии со многими воззрениями Базарова он все же внушал Тургеневу серьезное уважение. В романе показан новый тип передового деятеля разночинца-демократа Базарова, "человека дела, а не фразы". Базаров — внук дьячка, сын уездного лекаря, материалист, нигилист — человек из иного мира, из иной среды, чем сам писатель. Базаров, человек сильный по уму и характеру, составляет центр романа. Он представитель нового молодого поколения, в его личности сгруппированы те черты, которые были присущи революционерам- демократам. Для него не существует идеалов и авторитетов, потому что он не встречает себе равных и на все имеет свои собственные убеждения, он практик. "Я ничьих мнений не поддерживаю, я имею свои", — полупрезрительно заявляет Базаров. По своим умственным запросам Базаров выше окружающей его среды. Увлечение науками, стремление докопаться до сути, широкий кругозор и критическое отношение к действительности, чувство собственного достоинства — вот характерные черты Евгения Базарова, он критик, нигилист, но дальше этого он не пошел. Он считал, что на этом его функция кончена. Важными чертами мировоззрения Базарова являются его атеизм и материализм. Он "владел особенным умением возбуждать к себе доверие в людях низших, хотя он никогда не потакал им и обходился с ними небрежно. Тургенев рассматривает появление новых людей, называющих себя нигилистами в разных аспектах. Казалось бы, и Базаров, и Аркадий Кирсанов, и Ситников принадлежат к одному разряду людей, придерживающихся определенных принципов. Они называют себя нигилистами. Но если вчитаться внимательнее, то становится понятным, что ни Аркадий, ни Ситников не имеют своих убеждений, это временное увлечение модным течением, но не более того, сравнительно умеренные, они безусловно пасуют перед своим радикальным другом Базаровым. Тургенев показал своего героя одиночкой, который понимает, что "нигилизм" Аркадия и Ситникова — это жалкое подражание сильной личности. "Во все время писания я чувствовал к Базарову невольное влечение", — отмечает Тургенев в своем дневнике в день окончания романа. Его, летописца безволия и бессилия пережитого периода, не могло не радовать то, что с появлением Базаровых исчезает чахлая порода российских Гамлетов и уступает место крепким натурам, знающим, чего они хотят. Во всяком случае, в борьбе двух поколений автор если не на стороне "детей", то и не на стороне "отцов". Тургенев наделил Базарова чертами нетерпимости по отношению ко всякому прошлому. Нигилисты называли себя "ужасными реалистами", сторонниками беспощадного анализа, поклонниками точных наук, эксперимента. Все это они противопоставляли праздной фантазии. Для нигилистов не существовала любовь в ее поэтическом смысле. Базаров только на первый взгляд представляется личностью цельной и монолитной, лишенной глубоких внутренних противоречий. Дело в том, что герой владеет удивительным искусством самообладания, и Тургенев, верный логике базаровского характера, лишь осторожными и тонкими намеками дает почувствовать читателю, что скрывается за внешним спокойствием и видимой невозмутимостью нигилиста-отрицателя. С развитием сюжета "Отцов и детей" герой меняется: постепенно углубляется его конфликт с миром и самим собой, пока перед лицом последнего, трагического испытания смертью не восторжествует в Базарове поэтическая сила его духа, которую на первых порах герой скрывал от окружающих и даже от самого себя. По мнению Тургенева, Базаров рано пришел в жизнь, он бы мог сделать многое, но "умирает, не сделав ничего. Базаров и Кирсанов
В качестве главного противника Базарову противопоставлен Павел Петрович Кирсанов — сын боевого генерала 1812 года. Он окончил пажеский корпус. Имел красивое лицо, юношескую стройность. Аристократ, англоман, был смешлив, самоуверен, сам себя баловал. Живя в деревне у брата, сохранил аристократические привычки. Павел Петрович считает, что право на ведущее положение в обществе аристократы завоевали не происхождением, а нравственными достоинствами и делами; что нравственные нормы, выработанные аристократами, являются опорой человеческой личности. Без принципов могут жить лишь безнравственные люди. В своих объяснениях по поводу романа Тургенев настоятельно подчеркивал, что в лице братьев Кирсановых он показал лучших представителей культурного дворянства. Не случайно же, подыскивая прототипы своим героям в реальной жизни, Тургенев писал: "...Николай Петрович — это я, Огарев и тысячи других; Павел Петрович — Столыпин, Есаков, Россет, тоже наши современники". Тургенев не стыдится здесь своей близости к Николаю Петровичу. Взгляды нигилиста Базарова и Кирсанова были совершенно противоположными. С первой встречи они почувствовали друг друга врагами. Павел Петрович, узнав, что Евгений будет гостить у них, спросил: "Этот волосатый?" Кирсанова-отца Базаров считает добрым, но недалеким человеком, Кирсанову-дяде Базаров относится полуиронически. — "А чудаковат у тебя дядя" — заметил Базаров Аркадию. Между ними всегда возникали противоречия. "У нас ещё будет схватка с этим лекарем, я это предчувствую", —говорит Кирсанов. И она произошла. Базаров необоснованно доказывал необходимость отрицания как образа жизни и естественно, в силу своей низкой философской культуры, наталкивался на логически верные заключения противника. Это и являлось основой неприязни героев. Базаров считал, что "принсипы" Павла Петровича — это бесполезные громкие слова, которые никак не соотносятся с его деятельностью на благо общества. Он же принимает только то, что полезно. — "Мне скажут дело — я соглашусь". "В теперешнее время полезнее всего отрицание — мы отрицаем". Евгений считал, что молодёжь пришла разрушать и обличать, а построением займётся кто-то другой. "Вы всё отрицаете, или, выражаясь вернее, вы всё разрушаете. Да ведь надобно и строить", — говорит Евгению Кирсанов. "Это уже не наше дело. Сперва нужно место расчистить", — отвечает Базаров. Или на вопрос, что же вы отрицаете, последовал краткий ответ: "Всё". Он отрицает и государственный строй, что приводит Павла Петровича в замешательство. Отношение к народу Павла Петровича и Базарова разное. Павлу Петровичу религиозность народа, жизнь по заведённым дедами порядкам кажутся исконными и ценными чертами народной жизни, умиляют его: "Он (народ) не может жить без веры". Базарову же эти качества ненавистны: "Народ полагает, что, когда гром гремит, это Илья-пророк в колеснице по небу разъезжает. Что ж? Мне согласиться с ним?… Грубейшее суеверие его душит." Просматриваются разногласия Базарова и Павла Петровича в отношении к искусству, природе. С точки зрения Базарова, "читать Пушкина —потерянное время, заниматься музыкой смешно, наслаждаться природою —нелепо". Павел Петрович, напротив, любит природу и музыку. Максимализм Базарова, полагающего, что можно и нужно во всём опираться только на собственный опыт и собственные ощущения, приводит к отрицанию искусства, поскольку искусство как раз и представляет собой обобщение и художественное осмысление чужого опыта. Искусство, литература, живопись и музыка размягчает душу, отвлекают от дела. Всё это "романтизм", "чепуха". Базарову, для которого главной фигурой времени был русский мужик, задавленный нищетой, "грубейшими суевериями", казалось кощунственным "толковать" об искусстве, "бессознательном творчестве", когда "дело идёт о хлебе насущном". Они спорят о поэзии, искусстве, философии. Базаров поражает и раздражает Кирсанова своими хладнокровными мыслями об отрицании личности, всего духовного. Но Кирсанов — достойный противник, и все эти споры завершаются отнюдь не полным разгромом "отцов" и далеко не бесспорным торжеством Базарова. Но всё-таки, как бы правильно не мыслил Павел Петрович, принципы и идеалы отцов отходят в прошлое. Особенно наглядно это показано в сцене дуэли Кирсанова и Евгения. "Дуэль, писал Тургенев, — введена для наглядного доказательства пустоты элегантно-дворянского рыцарства, выставленного преувеличенно комическим". Итак, в романе Тургенева "Отцы и дети" столкнулись два сильных, ярких характера, но Тургенев не сочувствует вполне ни одному из своих действующих лиц. Любовный конфликт романа
Способность глубоко любить Тургенев считал мерилом ценности человека как личности. Писатель многих своих героев подвергал испытанию любовью. Эта участь постигла и Евгения Базарова, который отрицал это чувство. Он считал, что любовь — это всего лишь физиологическая потребность. Поэзия, по его мнению, ерунда, читать Пушкина — потерянное время, заниматься музыкой — смешно, наслаждаться природой — нелепо. Но жизнь сильно скорректировала его взгляды. Любовный поединок Базарова с Одинцовой по-своему продолжает и завершает те споры героя с "отцами", которые развернуты в самом начале романа. Главным творцом и главным виновником трагического разрешения этого конфликта является Базаров. Любовь к Одинцовой вызвала окончательное поражение его взглядов, показала несостоятельность идей. Базаров вступает в сферу утонченных переживаний, которых он раньше не принимал. От уверенности его не остается и следа. Страсть целиком захватывает героя, но он находит в себе силы, в отличие от Павла Петровича, порвать с эгоистичной женщиной, несмотря на трагичность этого разрыва. Базаров способен к глубокому критичному самоанализу и переосмыслению былых убеждений. И в этом его сила. Отвергнутый, он все-таки одержал нравственную победу. Базаров глубоко страдает после отказа Одинцовой, но от этого не становится мельче. В прощальных словах умирающего Базарова заключен главный смысл его жизненного финала: "Я нужен России?.. Нет, видно, не нужен..." Истоки страданий Базарова — преждевременность появления, отсутствие союзников, мучительное одиночество. Главный герой "Отцов и детей" не знал компромиссов, не ведал эгоистического чувства самосохранения, он самоотверженно выступил против рутины духовного застоя, мечтал об утверждении новых общественных отношений, новой культуры. Истоки, условия, результаты его деятельности были, разумеется, другими. Но сама идея — переделать мир, душу человека, вдохнуть в нее живую энергию дерзаний — не может не волновать сегодня. Проблемы, поставленные Тургеневым в романе, всегда актуальны.


Категория: Литература | Добавил: Admin (23.07.2011)
Просмотров: 2169 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Реклама
Место для вашей рекламы.
Возможно вам будет интерестно также информация ниже:
Реклама
Вход на сайт
Категории раздела
  • Игрушки
  • Библиотека
  • Статистика

Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Реклама