• Открыта тема на форуме - Трансляция видео с веб камер Хабаровска
  • Добавлена в библиотеку новая тема - Методы психологического воздействия на потребителей
  • Добавлена новая игра - Кекс шоп 2
  • Добавлена веб камера набережная Хабаровска
Место для вашей рекламы.

Развитие кооперации в России


Развитие кооперации в России Первые российские кооперативные общества: их виды, экономическая основа, управление и контроль Кооперация в торговле. Закупка и сбыт
При анализе деятельности закупочного союза раскрываются процессы, которые приводят к тому, что некоторая часть организации производства приобретает коллективный характер. Например, закупочный союз, снабжающий деревню семенами, должен дать гарантию их всхожести, хозяйственной годности и тем самым формирует состав сортов, которыми засевают крестьянские поля. Закупочная кооперация, обрастая испытательными семенными и машинными станциями, лабораториями, не только является центром снабжения хозяйств средствами производства но и центром «коллективной мысли, организующей в крестьянском хозяйстве средства его производства». Ученые рассматривали закупочную кооперацию не только как действующую в сфере обращения, а как кооперацию, воздействующую на производственный процесс в крестьянских хозяйствах и относили ее к производственному типу кооперации. В еще большей степени была связана с производством кооперация по сбыту – «совместный сбыт продукта производителями», поскольку интересы совместного сбыта предопределяют высокое качество товара и его соответствие требованиям рынка. Кооперативная организация, непосредственно выступающая на рынке, естественно, будет использовать все имеющиеся в ее распоряжении методы воздействия, чтобы реорганизовать крестьянское хозяйство в соответствии с требованиями рынка. В итоге анализа этого вида кооперации можно сделать важный вывод о том, что проникновение кооперативного начала в производство происходит со стороны кооперирования рынка, подобно тому как некогда «торговый капитализм расчистил дорогу промышленному». Выявляя специфику сбытовой кооперации, которая может существовать «только при высоком техническом и организационном совершенстве кооперативного аппарата», поскольку выступает на оптовом рынке, она сталкивается с «экономическими колоссами, вооруженными знаниями, экономическим многолетним опытом и обладающими большими капиталами и еще большим кредитом». Поэтому выдерживать такого рода конкуренцию становится возможным в том случае, если кооперация с первых же своих шагов выступает на рынке «в виде мощной, крупной централизованной организации, руководящая роль которой будет обладать почти диктаторскими полномочиями». Кооперация по сбыту должна превратиться в централизованную систему, работающую на общенациональный и мировой рынок. Только центральная организация способна наблюдать за состоянием и изменениями мирового рынка, осуществлять учет движения цен, запасов у потребителя, производителя и торговых посредников, урожаев и уровня благосостояния крестьян – держателей товарного продукта, и множество других факторов, которые должны быть приняты во внимание при определении уровня цен и выработке экономической стратегии. Кооперация в области крестьянского скотоводства
Если мы откроем страницы известной работы доктора Э. Давида «Социализм и сельское хозяйство» или других авторов, посвященные в свое время проблеме борьбы крупного и мелкого земледелия, то найдем в них убежденные уверения в том, что из всех отраслей сельского хозяйства именно современное интенсивное скотоводство является в наивысшей мере царством мелкого производства. Крестьянская семья, содержащая три-пять голов скота, одна только и может дать то напряжение ухода за ними, которое необходимо и которое не могут дать десятки рабочих рук, выполняющих только общие трафаретные указания руководящей воли и мало заинтересованные лично в процветании дела. Однако несмотря на это, скотоводческая практика передовых в земледельческом отношении стран Западной Европы показала, что и в этой области, особенно ему свойственной, крестьянское хозяйство, не разрушая своей индивидуальности, может, выделить такие элементы, которые оказываются более выгодными организовать в форме крупного хозяйства. Бычий союз, контрольные союзы и ряд других объединений – вот живые свидетели тому, насколько глубоко начало кооперации проникает в самую толщу организации именно скотоводческого производства. Всматриваясь в организацию крестьянского животноводства, мы находим немало таких случаев, где необходимые хозяйственные действия превышают обычные силы мелкого трудового хозяйства. Так, например, в самой основе животноводства, в процессе размножения животных мелкий хозяин, имеющий одну, коровы и лошадь, совершенно беспомощен, так как с таким стадом он не может использовать и четвертой доли племенной силы производителя. Для крестьянской семьи представляется бессмысленным держать бычка или жеребца для племенных нужд своего хозяйства, так как стоимость содержания такого производителя, будет непомерно дорога и не окупится приплодом. В районах же подворного землевладения большое распространение получило как промысел держания бычка для покрытия за плату чужих коров. Борьба с такого рода предпринимателями, часто недобросовестно и корыстно эксплуатирующими владельцев коров, привела к совместному кооперативному приобретению и содержанию племенного животного производителя. Однако для крестьянского хозяйства, ставшего на путь земледельческого прогресса, вопрос о племенных качествах приплода не умещается только в рамках наличности скота, но превращается постепенно в проблему постоянного улучшения производительных качеств этого скота. Потребность в улучшении качества скота вырастает и обостряется особенно под влиянием развития товарного производства молочных и других продуктов скотоводства. Промышленное животноводство, выбрасывающее на рынок большую часть получаемых им продуктов, с особенной остротой начинает ощущать денежную оценку их количества и качества. Крестьянин на каждодневном опыте начинает познавать зависимость оплаты своего труда от качества тех животных, которых он содержит. Недаром агрономы Вологодской губернии не раз отмечали, что интерес к улучшению скота начинает заметно пробуждаться в крестьянстве только по мере развития промышленного кооперативного маслоделия. Скотоводство, превратившееся из навозного и потребительского в скотоводство продуктивное и товарное, вполне естественно стремится путем улучшения породы своего скота поднять его продуктивность. Молочная кооперация
На мой взгляд, экономическая проблема, стоящая перед молочной кооперацией, наиболее проста, успех наиболее очевиден, организационные формы отчетливо выкристаллизованы, опыт накоплен и систематизирован, что и позволяет нам остановиться на ее описании возможно подробно, анализируя в ее лице типичный образ крестьянской производственной кооперации вообще. Каждый крестьянский кооператив и его хозяйство представляет собой не более как часть хозяйства его членов, хотя выделенную и общего организационного плана земледельческого хозяйства и обобществленную в кооперативное предприятие, но тем не менее неразрывно связанную с остальными отраслями крестьянского хозяйства. Поэтому говоря «молочная кооперация», под этим понятием подразумевается не только маслодельный кооперативный завод, сыроварню сливной пункт, но всю систему кооперативного молочного хозяйства, начиная от стойл членов кооператива, кончая кооперативными установками. Кредитная кооперация
Кредитная кооперация слагалась в течение многих десятилетий. Слагалась она вне влияния тех тонко разработанных теоретических обоснований мелкого кредита, которыми располагаем мы теперь и которые вырабатывались наукой в последние годы, когда были уже закончены в своем в своем образовании все важнейшие основы кредитной кооперации. Стихийно и постепенно, вне осознанного плана строительства выработала она свои начала и традиции, практически переходя от одного конкретного решения частного вопроса к другому. Путем постепенного отбора удачных организационных принципов и приемов работы и отмирания других, мало пригодных, выявились те основные принципы Райфейзена, которые являются фундаментом всей постройки кооперативного кредита. Причем следует отметить, что большинству этих основных принципов их первоначальные творцы придавали совершенно иной смысл и ставили иные задачи, чем те, которые им в действительности пришлось разрешить. Присматриваясь к существующим формам кредитования, мы можем в достаточной мере отчетливо разделить кредитные сделки на две большие группы. С одной стороны, мы можем отметить обширную область кредитных отношений, организованных в своего рода международный рынок капиталов. Банковский кредит, кредит промышленный и товарный, вексельный кредит со свойственной ему системой переучета – вот густая сеть кредитных взаимоотношений, поглощающая свободные капиталы и передающая их в руки хозяйственных организаторов, нуждающихся в средствах. На этом рынке капитал является обезличенным товаром, имеющим однообразную для всех однородных кредитных сделок цену в виде заемного процента. Как правило, благодаря значительному количеству накопленных капиталов их цена, т.е. упомянутый ссудный процент, оказывается обычно невысокой – от 3 до 7 % годовых. Вклад А. Чаянова в развитие теории кооперативного движения В конце 20-х годов учение А. В. Чаянова получило ложную, предвзятую оценку и было забыто на 60 лет. На мой взгляд только сегодня мы получаем возможность правильно оценит его с современных позиций. На сегодняшний день опубликованы многочисленные работы, посвященные проблемам колхозов и совхозов, потребительской кооперации и другим сельскохозяйственным образованиям. Однако общей теории сельскохозяйственной кооперации еще не создано. Тем более важной можно считать теорию русского экономиста о сущности сельскохозяйственной кооперации и о строгой иерархии ее форм, которую он выводит непосредственно из стадий сельскохозяйственного производства и подчиняет принципу дифференциальных оптимумов размеров того или иного предприятия. До сих пор в сельском хозяйстве нашей страны явно преобладала кооперация в форме горизонтальной концентрации производства. Неблагоприятные последствия этого известны, укрупнялись колхозы и совхозы, мелкие населенные пункты сселялись, «неперспективные» деревни уничтожались. Оценивая все это, следует еще раз задуматься над трактовкой А. В. Чаяновым «интегральных земледельческих артелей» - колхозов. Три недостатка этой хозяйственной формы – жестко заданное рабочее ядро, слабая стимуляция труда, опасность личной диктатуры руководителя, проявляются и сегодня. Исключительно актуальной экономической задачей выступает восстановление кооперативных основ колхозов. Подчеркивая более высокую эффективность частичной кооперации, русский экономист считал возможным и распространением колхозов, но при соблюдении ряда условий: полная безубыточность, выборность правления и руководителя, демократическая процедура составления организационного плана, органическая связь с кооперативными системами. В условиях перестройки актуальной становится концепция вертикального кооперирования. Фактически этот процесс уже набирает силу после решений правительства о создании кооперативов общественного питания, товаров народного потребления. Логичным продолжением этого процесса стало образование кооперативов в строительстве и в сельском хозяйстве. Убыточные и малорентабельные колхозы и совхозы могут превращаться в кооператив работников семейного или товарищеского типа. Они-то в перспективе и станут хозяевами. А колхозу и совхозу останутся общие вопросы: сбыт, реализация, банковские операции, строительство дорог – все те операции, которые крестьянин не выполнит в одиночку или в составе небольшого коллектива. Есть основания полагать, что некоторые финансовые проекты ученого также вызовут сегодня большой интерес. Современной практике уже известны случаи выплат рабочим процента от дохода а вложенные в предприятия средства, привлечение на взаимной основе средств населения, восстановление паев и паенакопления в колхозах. Выдвигается проект кооперативного банка. Все это напоминает выдвижения А. В. Чаянова о паевых крестьянских товариществах и взаимном кредитовании сельскохозяйственных кооперативов: сегодня эти проекты гораздо более реальны, чем в 20-е годы, поскольку сельское население и предприятия стали богаче и зажиточнее. Сегодняшнее кооперативное движение показывает некоторый перекос в сторону коммерциализации и «рыночной философии». Поэтому как никогда актуально звучат призывы А. В. Чаянова к выработке «кооперативного сознания» и «кооперативной этики», оформлению кооперации как движения, соединению его с духовной жизнью народа, культурно-просветительскими функциями. На мой взгляд особое значение имеет идея А. В. Чаянова о привлечении кооперации к делу спасения и восстановления памятников культуры. Здесь возможны различные пути: от фондов и кооперативных комитетов наподобие тех, которые были созданы на Всероссийском кооперативном съезде в феврале 1918 г., до кооперативных реставрационных мастерских, клубов любителей старины и проч. Подобные меры могут оказать мощное воспитательное воздействие. Разумеется, реальную помощь культуре и всей духовной сфере кооперация сможет оказать только при создании единого центра кооперации – наподобие Сельскосовета или Сельскосоюза, в работе которых принимал участие А. В. Чаянов. Законодательство РФ об отношениях государство – система потребительской кооперации На мой взгляд государство установило законодательные рамки регламентации потребительской кооперации. Установив, что потребительская кооперация - система потребительских обществ и их союзов разных уровней, созданных в целях удовлетворения материальных и иных потребностей их членов. Организации потребительской кооперации - потребительские общества, союзы потребительских обществ, а также учреждения, хозяйственные общества и иные юридические лица, единственными учредителями которых являются потребительские общества или союзы. Контрольно-ревизионное управление союза - структурное подразделение союза потребительских обществ, осуществляющее проведение проверок деятельности организаций потребительской кооперации в соответствии с решениями правления союза. Государство устанавливает, что пайщик - гражданин и (или) юридическое лицо, внесшие вступительный и паевой взносы, принятые в потребительское общество в предусмотренном уставом потребительского общества порядке и являющиеся его членами. Кооперативный участок - участок (часть потребительского общества), в котором объединено определенное число пайщиков и который может создаваться, как правило, по территориальному признаку, определяемому уставом потребительского общества; пайщик - гражданин и (или) юридическое лицо, внесшие вступительный и паевой взносы, принятые в потребительское общество в предусмотренном уставом потребительского общества порядке и являющиеся его членами. Потребительское общество - добровольное объединение граждан и (или) юридических лиц, созданное, как правило, по территориальному признаку, на основе членства путем объединения его членами имущественных паевых взносов для торговой, заготовительной, производственной и иной деятельности в целях удовлетворения материальных и иных потребностей его членов Государственные органы и органы местного самоуправления не вправе вмешиваться в хозяйственную, финансовую и иную деятельность потребительских обществ и их союзов, за исключением случаев, предусмотренных законами Российской Федерации. Взаимоотношения потребительских обществ, их союзов и соответствующих органов исполнительной власти определяются соглашениями, неотъемлемой частью которых должен быть перечень организаций потребительской кооперации. Потребительские общества и их союзы самостоятельно разрабатывают программы своего экономического и социального развития. Акты государственных органов или акты органов местного самоуправления, нарушающие права потребительских обществ, их союзов, могут быть признаны недействительными в установленном законодательством Российской Федерации порядке. Убытки, причиненные потребительским обществам, их союзам в результате незаконных действий государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц, возмещаются в установленном законодательством Российской Федерации порядке. Государство законодательно регламентируя деятельность потребительской кооперации устанавливает: потребительское общество создается за счет вступительных и паевых взносов, осуществляет торговую, заготовительную, производственную, посредническую и иные виды деятельности. Потребительское общество создается и действует на основе следующих принципов: добровольности вступления в потребительское общество и выхода из него; обязательности уплаты вступительного и паевого взносов; демократичности управления потребительским обществом (один пайщик - один голос, обязательная подотчетность общему собранию потребительского общества других органов управления, органов контроля, свободное участие пайщика в выборных органах потребительского общества); взаимопомощи и обеспечения пайщикам, участвующим в хозяйственной или иной деятельности потребительского общества, экономической выгоды; ограничения размеров кооперативных выплат. К заявлению о государственной регистрации потребительского общества прилагаются: протокол учредительного собрания потребительского общества о создании потребительского общества, об утверждении его устава и о составе совета потребительского общества, подписанный председателем и секретарем учредительного собрания; устав потребительского общества; свидетельство об уплате регистрационного сбора. Потребительское общество считается созданным с момента его государственной регистрации в установленном законодательством порядке. Библиографический список 1. Вахитов К. И. Потребительская кооперация СССР. Учебник для кооперативных техникумов. Изд. 3-е, перераб. М.: Экономика, 1991 г. 2. Закон РФ от 19.06.92 N 3085-1 (ред. от 28.04.2000) «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации». 3. Климов А. П. Потребительская кооперация в системе развитого социализма. – М.: Экономика, 1980 г. 4. Макаренко А. П., Крашенников А. И., Кизилевич А. В. и др. Теория кооперации. Учебник для кооперативных вузов. – М.: Экономика, 1982 г. 5. Чаянов А. В. Основные идеи и формы организации сельскохозяйственной кооперации. – М.: Наука, 1991 г.


Категория: История | Добавил: Admin (24.07.2011)
Просмотров: 2541 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Реклама
Место для вашей рекламы.
Возможно вам будет интерестно также информация ниже:
Реклама
Вход на сайт
Категории раздела
  • Игрушки
  • Библиотека
  • Статистика

Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Реклама