• Открыта тема на форуме - Трансляция видео с веб камер Хабаровска
  • Добавлена в библиотеку новая тема - Экономика туризма
  • Добавлена новая игра - Легенды 2. Полотна Богемского замка
  • Добавлена веб камера набережная Хабаровска
Реклама
Место для вашей рекламы.

Политика как наука


Политология — наука, традиционно занимающаяся исследованием государства, партий и других институтов, осуществляющих власть в обществе или воздействующих на нее, а также ряда других политических явлений. 2. Политология — единая наука о политике. 3. Политология — общая, интегральная наука о политике во всех ее проявлениях, включающая весь комплекс наук о политике и ее взаимоотношениях с человеком и обществом: политическую философию, политическую социологию, политическую психологию, теорию политических институтов и, прежде всего государства и права и т.д. Предметом именуют совокупности понятий, с помощью которых данная наука описывает объективную реальность. Предметом изучения и исследования политологии выступают такие основные слагаемые политики, как политические институты, политические процессы, политические отношения, политическая деятельность. В отличие от других областей политического знания, политология имеет цель проникнуть в сущность политики как целостного общественного явления; выявить на макро- и микроуровне ее необходимые структурные элементы, внутренние и внешние связи и отношения, определить основные тенденции и закономерности, действующие в разных общественно-политических системах. Наметить ближайшие и конечные перспективы ее дальнейшего развития, а также выработать объективные критерии социального изменения политики. Политология изучает поведение людей как представителей политических объединений, т. е. как граждан государства, членов политических партий, представителей властных структур. Политические отношения в обществе или политическое взаимодействие социальных субъектов. Политика — Этим термином обозначают: 1) одну из социальных наук, 2) совокупность реальных фактов, изучаемых ею, и 3) так называемое политическое искусство. Политика как наука имеет довольно неопределенное содержание. Для Аристотеля Политика была наукой о государстве, такою же она оставалась до последнего времени. С увеличением суммы знаний о государстве аристотелевская Политика обратилась в целый цикл "государственных наук", из которого выделились политическая экономия, наука о финансах, статистика и различные юридические дисциплины, в том числе государственное право как наука о строении государства и об отношении между верховной властью, ее органами и подданными. Политика в современном смысле сводится обыкновенно к изучению тех целей, к которым должно стремиться или действительно стремится государство, и тех средств, которые оно употребляет для достижения своих целей. С динамикой науки о государстве Политика имеет не много общего, так как учение о революциях, напр., в ее состав не входит. В содержание Политика как науки, прежде всего, вводит учение о действующих в государстве силах, которые по отношению к государственным целям являются политическими партиями. Подобно термину история, которым обозначается как самый ход прошлой жизни человечества, так и наука, его исследующая, термином Политика обозначается не только наука, но и совокупность действительных стремлений государства и средств, применяемых для их осуществления. Политика - деятельность, направленная на достижение общего блага. Политика - действие, направленное на власть: ее обретение, удержание и использование. Политика — форма цивилизованного общения людей на основе права, способ коллективного существования человека. Политика - процесс подготовки, принятия и практической реализации, обязательных для всего общества решений. Политика может осуществляться на нескольких уровнях: 1. Низший уровень включает решение местных проблем. 2. Локальный уровень требует государственного вмешательства. 3. Национальный уровень занимает центральное вмешательство в теории политики, что определяется положением государства как основного института распределением ресурсов. 4. Международный уровень, на котором основными субъектами политической деятельности выступают суверенные государства. Форма политики — это ее организационная структура, институты (в том числе и система правовых и организационных норм), придающие ей устойчивость, стабильность и позволяющие регулировать политическое поведение людей. Содержание политики выражается в ее целях и ценностях, в проблемах, которые она решает, в мотивах и механизмах принятия политических решений. Функции политики: — поддержание и укрепление целостности общества как сложно дифференцированной социальной системы, обеспечение общественного порядка и организованности; — разработка целей всего общества и составляющих его коллективных субъектов, организация масс и мобилизация ресурсов на их осуществление; — авторитарное, обязательное для всех распределение дефицитных ценностей и благ; — предотвращение и регулирование групповых конфликтов; — конституциирование сложных социальных субъектов (коммуникационная функция). Политическая наука изучает идеологическую и практическую деятельность людей, объектом которой выступает власть. Проблемами исследования и изучения политической науки являются: 1. Политическая теория; 2. Политические институты; 3. Партии, группы, общественное мнение; 4. Международные отношения. Методы политической науки: 1. Институционный метод связан со стремлением выявить определенные юридические нормы, проанализировать основные законы общества, начиная с конституции, и их смысл для существования и нормального развития. 2. Сравнительный метод известен со времен Аристотеля. Его особенность заключается в сопоставлении двух политических объектов. Сравнительный метод позволяет установить, в чем состоит их подобие, вычленить общие черты либо показать, по каким признакам они различаются. 3. Социологический метод представляет собой совокупность приемов и методов конкретных социологических исследований, направленных на сбор и анализ фактов реальной политической жизни. 4. Антропологический метод, который исходит из природы человека, широко используется при анализе механизмов, институтов и социального контроля преимущественно в доиндустриальных обществах. 5. Психологический метод ориентирован на изучение субъективных механизмов политического поведения, индивидуальных качеств, а также типичных механизмов психологических мотиваций. Прикладная политология. Интегрируя выводы психологии, социологии, кибернетики, она акцентирует внимание на решение конкретных политических проблем: выработке механизмов разрешения конфликтов, технологии ведения политических переговоров, определении моделей поведения избирателей, выявлении значения региональных факторов на политическую жизнь, создании благоприятного политического имиджа, планировании и проведении избирательных компаний, технологии манипулирования массовым сознанием. Предмет прикладной политологии — конкретная ситуация во всем богатстве ее связей и отношений. В силу этого область ее интересов значительно уже, чем у теоретической политологии, и по преимуществу связана с различными аспектами деятельности определенных государств, партий, заинтересованных групп и граждан, причем рассматриваемых в конкретном временном контексте. Поэтому в прикладной политологии используются далеко не все теоретические выводы и положения политической науки. Прикладные исследования активно используют те выводы и положения, которые снижают уровень неопределенности теоретических данных и раскрывают отличительные особенности отдельных политических систем, свойств правящей и оппозиционной элит, характеризуют фазы и этапы решений и т.д. и тем самым помогают лучше разобраться в текущей политической ситуации. Методы прикладных исследований: наблюдение событий, контент-анализ, опрос. Функции политологии. 1. Теоретико-познавательная. Политология призвана познавать политическую реальность и давать фундаментальные знания о природе и источниках властных отношений, способах их рациональной организации. 2. Инструменталистическая функция. Политология призвана указывать эффективные способы преобразования политической и иных сфер общества на основе согласия и учета интересов субъектов политики. 3. Диагностическая функция. Политология призвана определять соответствие программ, политических курсов, как тенденциям социального прогресса, так и реальным возможностям и состоянию развития конкретного общества. 4. Функция политической социализации. Политология призвана формировать демократическую политическую культуру граждан, способствовать интеграции индивидов в политическое сообщество на основе общепринятых норм и стандартов политического поведения. 5. Функция политической рефлексии. Политология призвана вырабатывать способность рационально – критически оценивать политические процессы, свободно самоопределяться в политической жизни. 6. Прогностическая функция. Политология призвана разрабатывать желаемые и возможные варианты развития политических процессов, учитывая действие различных факторов: международных, экономических, социально классовых, идеологических. Институциональная политика - проводимые государством мероприятия по формированию новых, устранению старых и трансформации имеющихся собственнических, трудовых, финансовых, социальных и других экономических институтов (экономических элементов социальной структуры, характеризующих устройство, формы организации и регулирования экономической жизни). Преобразования экономических институтов имеют место в процессе проведения экономических реформ, например, при переходе от централизованной экономики к рыночной. Идеологическая форма политики. Особые отношения связывают политику и идеологию. Идеология сшита с политикой непосредственно. Политика как сущность неотъемлема от сознания общества и человека, его интересов, потребностей, целей. Реальная политика осуществляется партиями, носителями и генераторами идеологии, в столкновении идей. Связи политики с наукой проблематичны, но со знанием непосредственны и нерасторжимы, ибо существует особое политическое знание, без которого разработка и осуществление политики невозможны, даже если оно не обременено теорией и сводится к эмпирическим приемам, стандартным правилам и наивным хитростям. Ответы на контрольные вопросы. 1. По материалам СМИ назовите политические события, которые происходили в последнее время на территории Вашего проживания (регион, город, район).Кемеровская область присоединилась к участию в федеральном проекте «Гимназический союз России». Государственный фонд поддержки предпринимательства Кемеровской области начал конкурсный отбор инвестиционных проектов для предоставления льготных займов представителям малого и среднего бизнеса.В рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование» в городе Белово в декабре 2008 года был завершен ряд мероприятий, комплексно охватывающий всю образовательную систему города. 2. Познакомившись в политологическом словаре с современными идеологическими течениями, покажите, какие из них вы предпочли бы в плане выбора для собственной деятельности. Консерватизм. Порядок, стабильность, традиционализм. Общество и государство является результатом естественной эволюции. Идеал консерватизма – сильное государство, четкая политическая стратификация: власть принадлежит элите, свобода есть подчинение власти и лояльность к ней. 3. На основе анализа газетных публикаций перечислите те из них, которые имеют политический характер. Заключено соглашение между администрацией области и Новокузнецким домостроительным комбинатом о покупке квартир для бюджетников, молодых семей и других льготных категорий кузбассовцев. 3 декабря в Кемерово прошло заседание рабочей группы по проведению Всероссийской переписи населения 2010 года. 4. История политических учений Н. Макиавелли Учение Н. Макиавелли о государстве и политике. Одним из первых теоретиков новой эпохи был итальянец Никколо Макиавелли (1469-1527 гг.). Макиавелли долгое время был должностным лицом Флорентийской республики, имеющим доступ к ряду государственных тайн. Жизнь и деятельность Макиавелли относятся к периоду начавшегося упадка Италии, до XVI в. бывшей самой передовой страной Западной Европы. Сочинениями Макиавелли положено начало политико-правовой идеологии Нового времени. Его политическое учение было свободно от теологии; оно основано на изучении деятельности современных ему правительств, опыта государств Античного мира, на представлениях Макиавелли об интересах и стремлениях участников политической жизни. Государство (независимо от его формы) Макиавелли рассматривал как некое отношение между правительством и подданными, опирающееся на страх или любовь последних. Государство незыблемо, если правительство не дает повода к заговорам и возмущениям, если страх подданных не перерастает в ненависть, а любовь - в презрение. В центре внимания Макиавелли - реальная способность правительства повелевать подданными. В книге "Государь" и других сочинениях содержится ряд правил, практических рекомендаций, основанных на его представлении о страстях и стремлениях людей и социальных групп, на примерах истории и современной ему практики итальянских и других государств. После написания трактата "Государь" (1512) Макиавелли становится европейской знаменитостью. Весьма двусмысленная слава преследует его: с одной стороны, Н. Макиавелли сформулировал предмет политической науки, но его осуждают за создание кощунственного произведения (с антихристианской философией). В истории по его мнению три силы : Бог, Судьба и Великая личность. Макиавелли первый, кто обратил внимание на роль личности истории. Основные черты его учения: 1. Гуманизм: "Человек может все: изменить волю бога, изменить свою судьбу, человек может быть великим даже в злодеянии. Человек может изменить ход истории". 2. Антифатализм: стремление изменить свою судьбу. 3. Реализм. Описывал то, что есть. Суть трактата "Государь" - учение о политике. А) Политика - это опытная наука о реальном положении вещей. Изучает мир власти таким, каков он есть. Б) Политика - наука о способах захвата и удержания власти. Первый сформулировал понятие власти. Власть - состояние господства и подчинения. В) Политика - целенаправленный вид человеческой деятельности. Цель всегда одна - поддержать и предложить власть. Г) Политика - особая сфера аморальная общественной жизни, в борьбе за власть нельзя руководствоваться моральными критериями. В оценке политических действий нельзя применять моральную оценку. Д) Политика автономна по отношению к религии. Е) Политика - сфера, где всякая цель оправдывает средства. Ж) Политика - это искусство. Политике нельзя научить, первостепенное значение имеет личность. В политике нет постоянных средств успеха. Выбор средств зависит от ситуации. Основы власти: 1. Материальные основания - сила. Многочисленная преданная армия. Сам политик должен обладать началами полководца. 2. Власть должна иметь социальную опору - народ. (Макиавелли рекомендует опираться на народ, аристократию лучше истребить.) 3. Психологические основания (чувства). Народ должен любить и (больше) бояться правителя. Есть психологические чувства, которые вредны для власти - ненависть и презрение. Нельзя грабить народ. Презрение вызывает бездеятельность правителя, его малодушие. Политика "золотой середины". Правитель должен научиться быть недобрым (умение лгать, убивать). Правитель должен казаться великим человеком. Целью государства и основой его прочности Макиавелли считал безопасность личности и незыблемость собственности. Самое опасное для правителя, неустанно повторял Макиавелли, - посягать на имущество подданных - это неизбежно порождает ненависть (а ведь никогда не ограбишь так, чтобы не осталось и ножа). Незыблемость частной собственности, как и безопасность личности, Макиавелли называл благами свободы, считал целью и основой прочности государства. Макиавелли воспроизводит идеи Полибия о возникновении государства и круговороте форм правления; вслед за античными авторами он отдает предпочтение смешанной (из монархии, аристократии и демократии) форме. Религия должна быть одним из атрибутов государства, должна иметь государственный статус. Вред христианства для государства, т.к. слабость государственной ценности в государстве. Политический идеал (двойственен). 1. Наиболее оптимальна - Флорентийская республика. 2. В трактате "Государь", абсолютная монархия - лучшая форма правления. Создание единого Итальянского государства оправдывало любые средства. Произведения Макиавелли оказали громадное влияние на последующее развитие политико-правовой идеологии. В них сформулированы и обоснованы главные программные требования буржуазии: незыблемость частной собственности, безопасность личности и имущества, республика как наилучшее средство обеспечения "благ свободы", осуждение феодального дворянства, подчинение религии политике и ряд других. Наиболее проницательные идеологи буржуазии высоко оценили методологию Макиавелли, в особенности освобождение политики от теологии, рационалистическое объяснение государства и права, стремление определить их связь с интересами людей. джонс лок Джон Локк (1632-1704) - английский философ - материалист, в своих исследованиях опирался прежде всего, на эмпирический метод познания. Заложил основы либерализма. Основная работа по политико-правовой проблематике: "О государственном правлении". В отличие от Гоббса, Локк считает выражением естественного равенства готовность людей следовать разумным естественным, природным законам. Эта естественная готовность людей приводит их к осознанию того, что в интересах общего блага необходимо, сохранив свободу, часть функции отдать правительству, которое призвано обеспечить дальнейшее развитие общества. Как следствие, необходимо образование государства, которое создаётся путём заключения общественного договора. Общественный договор заключается между людьми и государством. Основная цель государства - защита естественных прав людей, прав на жизнь, свободу и собственность. Легко заметить, что Локк существенно отходит от теории Гоббса. Гоббс подчеркивал абсолютную власть государства над обществом и людьми. Локк акцентирует другое: люди отдают государству лишь часть своей естественной свободы. Государство обязано защищать их естественные права на собственность, жизнь, свободу. Чем больше прав у человека, тем шире круг его обязанностей перед обществом. Государство при этом не обладает произвольной абсолютной властью. Право на жизнь и владение имуществом, свободу и равенство, человек не отчуждает никому и ни при каких обстоятельствах. Общественный договор предполагает, по мнению Локка, и ответственность государства перед гражданами. Если государство не выполняет своего долга перед людьми, если оно нарушает естественные свободы - народ имеет право на восстание. Государство представляет собой, по Локку, совокупность людей, соединившихся в одно целое под эгидой ими же установленного общего закона и создавших судебную инстанцию, правомочную улаживать конфликты между ними и наказывать преступников. От всех прочих форм коллективности (семей, господских владений) государство отличается тем, что лишь оно воплощает политическую власть, т.е. право во имя общественного блага создавать законы для регулирования и сохранения собственности, а также право применять силу общества для исполнения этих законов и защиты государства от нападения извне. Локк являлся сторонником режима законности в деятельности государства. Закон в подлинном смысле - отнюдь не любое предписание, исходящее от гражданского общества в целом или от установленного людьми законодательного органа. Титул закона имеет лишь тот акт, который указывает разумному существу поведение, соответствующее его собственным интересам и служащее общему благу. Локк предусматривает особый конституционный механизм, мешающий государству выходить за рамки своих полномочий, становясь тем самым деспотическим. Его важнейшие компоненты - принципы разделения власти и законности. Чтобы не допускать концентрации власти в руках руководства, которое получило бы тем самым возможность обратить к своей выгоде и создания законов и претворения их в жизнь, Локк предлагает не соединять законодательную и исполнительную власть и подчинить законодателей действию ими же созданных законов, осуществляемых исполнительной властью. Кроме законодательной и исполнительной, Локк выделяет ещё федеративную ветвь власти, представляющую государство как целое в сношениях с другими государствами. В классификации форм государства Локк придерживался трехчленной системы (демократия, олигархия и монархия) не исключая возможность промежуточных форм, но любую законную форму правления он ставит на почву общественного договора, объявляя ее производной от народного суверенитета, возникающей по доверенности. Под монархией, сторонником которой он являлся, Локк понимал конституционную монархию. Абсолютная монархия вообще не признавалась им формой гражданского правления. Гуманистическое содержание политико-правового учения Локка более всего выражено в концепции естественных прав человека. Это учение впоследствии критиковалось за то, что Локк назвал мало прав и не ставил вопрос об их материальных гарантиях. Однако в XVII в. важнее всего было добиться признания естественных прав личности, которые до того отрицались и попирались феодально-абсолютистскими государствами. Созданная Локком концепция прав человека на свободу, равенство и собственность, не зависящих от государства, развивалась и дополнялась в последующие века, когда существенно пополнился перечень "формальных" прав и свобод правами и свободами социальными, которые, однако, практически неосуществимы без их хотя бы поначалу и формального, но фундаментально-генетического основания. Гоббас Среди защитников абсолютизма в период революции очень сложную позицию занимал английский философ-материалист Томас Гоббс (1588–1679 гг.). Он написал ряд произведений; основное из них – "Левиафан, или материя, форма и власть государства” (1651 г.). Учение о праве и государстве Гоббс стремился превратить в столь же точную науку, как геометрия, которая "является матерью всех естественных наук”. Математический метод, по Гоббсу, свободен от субъективных оценок. Гоббс строил свое учение на изучении природы и страстей человека. Мнение Гоббса об этих страстях и природе крайне пессимистично: людям присущи соперничество (стремление к наживе), недоверие (стремление к безопасности), любовь к славе (честолюбие). Эти страсти делают людей врагами: "человек человеку – волк”. Поэтому в естественном состоянии, где нет власти, держащей людей в страхе, они находятся в "состоянии войны всех против всех”. Определенное влияние на учение Гоббса оказали и острые классовые столкновения в гражданской войне: "Соперничество в добывании богатств, почестей, командования или другой власти, – писал Гоббс, – приводит к распрям, вражде и войне. Пагубность "состояния войны всех против всех” понуждает людей искать путь к прекращению естественного состояния; этот путь указывают естественные законы, предписания разума (по Гоббсу, естественное право – свобода делать все для самосохранения; естественный закон – запрет делать то, что пагубно для жизни). Естественные законы гласят, что следует искать мира; в этих целях всем нужно взаимно отказаться от права на все; "люди должны выполнять заключенные ими соглашения”. Отказываясь от естественных прав (т. е. свободы делать все для самосохранения), люди переносят их на государство, сущность которого Гоббс определял как "единое лицо, ответственным за действия которого сделало себя путем взаимного договора между собой огромное множество людей, с тем чтобы это лицо могло использовать силу и средства всех их так, как оно сочтет это необходимым для их мира и общей защиты”. Власть суверена абсолютна. Гоббс, подобно Бодену, признает только три формы государства. Он отдает предпочтение неограниченной монархии (благо монарха тождественно благу государства, право наследования придает государству искусственную вечность жизни и т.д.). В период революции и гражданской войны Гоббс осуждал смуты, мятежи, попытки парламента ограничить власть короля. Однако концепция Гоббса не пользовалась популярностью у сторонников короля. Консервативная политическая программа в концепции Гоббса соединялась с обоснованием и защитой прогрессивных для того времени принципов частного права. В трудах Гоббса содержится понимание свободы как права делать все то, что не запрещено законом: Цель законов не в том, чтобы удержать от всяких действий, а в том, чтобы дать им правильное направление. Рассуждая об отношениях подданных между собой, Гоббс обосновывал ряд конкретных требований в области права: равный для всех суд присяжных, гарантии права на защиту, соразмерность наказания преступлению и др. Особенность учения Гоббса в том, что гарантией правопорядка и законности он считал неограниченную власть короля, с осуждением отнесся к гражданской войне, усмотрев в ней возрождение пагубного состояния "войны всех против всех”. Поскольку же такая война, по его теории, вытекала из всеобщей враждебности индивидов, Гоббс и выступал в защиту "королевского всемогущества”. Что касается пессимистических взглядов Гоббса на "природу человека” (люди злы) и основанных на этом выводов о необходимости государства. Важно отметить, что, по Гоббсу, цель государства (безопасность индивидов) достижима не только при абсолютной монархии. Не случайно эволюция взглядов Гоббса завершилась признанием новой власти (протектората Кромвеля), установившейся в Англии в результате свержения монархии. Если государство распалось, заявлял Гоббс, право свергнутого монарха остается, но обязанности подданных уничтожаются; они вправе искать себе любого защитника. Это положение Гоббс сформулировал в виде одного из естественных законов и адресовал солдатам армии свергнутого короля. Ведущей партией революции были индепенденты (независимый). Пол-ко-правовые взгляды индепендентов выражены в памфлетах великого английского поэта Джона Мильтона. Мильтон защищал свободу совести и равноправие всех религий, кроме католической. В целом индепенденты не были сторонниками широкой демократии; поначалу они стремились утвердить в Англии конституционную м-хию, затем – республику с цензовым избирательным правом. Против компромиссной позиции индепендентов, за республику и демократическую конституцию Англии выступили левеллеры (уравнитель). Одним из идейных лидеров левеллеров был Джон Лильберн Прирожденными правами Лильберн и его единомышленники считали свободы слова, совести, печати, торговли, свободу от военной службы, рав-во перед законом и судом. Первостепенное значение левеллеры придавали проблемам демократизации гос-венного строя Англии, требовали ликвидации королевской власти, палаты лордов, резко критиковали противостоявшие народу органы власти. Отстаивая пр-п законности (равный для всех закон, без изъятий и привилегий), Лильберн близко подходил к идее "разделения властей". В разгар второй гр-нской войны своеобразное проявились истинные левеллеры, или диггеры. Памфлеты истинных левеллеров появились еще в 1648 г. В них осуждалась не только м-хия, но и весь общ-ый строй Англии, основанный на имущ-ом нерав-ве и частной соб-ти на землю, созданной норманнами-завоевателями. Наиболее видным теоретиком движения был Джерард Уинстенли. Впервые в истории теоретического коммунизма Уинстенли пишет о необходимости переходного периода от строя, основанного на частной соб-ти, к строю общности, о революционной власти над богачами в этот период. Во главе Англии, проектировал У., будет парламент, переизбираемый ежегодно; избирательные права должны иметь все мужчины с 20 лет. Принятые парламентом законы обсуждаются народом, который вправе отклонить их. Должностные лица (миротворцы, наблюдатели, судьи и др.) избираются на один год. Проект содержит также уголовные законы, хотя, как полагал У., упразднение частной соб-ти ликвидирует основную причину проступков и преступлений. монтесье 1. Политико-правовое учение Ш. Л. Монтескье Шарль Луи Монтескье (1689 - 1755) - выдающийся юрист и политический мыслитель. Основные произведения: "Персидские письма" (1721), "Размышления о причинах величия и падения римлян" (1734), "О духе законов" (1748). Задача, которую ставит перед собой Монтескье - поиск закономерного в законах. Общим понятием закона охватываются все законы - как неизменные законы, действующие в мире физическом, так и изменчивые законы, действующие в мире разумных существ. К естественным законам, по которым человек жил в естественном состоянии, он относит следующие свойства человеческой природы: стремление к миру, к добыванию себе пищи, к отношению с людьми на основе взаимной просьбы, желание жить в обществе. В естественном состоянии человек, по Монтескье, вначале слаб, крайне боязлив и стремится к равенству и миру с другими. Объединяясь в общество, люди утрачивают понимание своей слабости. Исчезает существовавшее между ними равенство, начинаются войны между отдельными лицами и между народами. "Появление этих двух видов войны,- писал Монтескье,- побуждает установить законы между людьми". Вследствие этого возникают законы, определяющие отношения между народами (международное право); законы, определяющие отношения между правителями и управляемыми (политическое право); законы, которые определяют отношения все граждан между собой (гражданское право). Образование государства также обусловлено потребностью в общих законах. При рассмотрении вопроса о происхождении государства Монтескье опирается на принцип историзма, критикуя теорию общественного договора. Монтескье считает, что государство возникает не одномоментно, а в результате длительного исторического процесса. На возникновение и развитие государства оказывают влияние моральные (образованность народа, религия, национальный дух) и географические (размер территории, климат, рельеф) факторы. Они определяют форму правления того или иного государства. Монтескье различает три формы правления: республика (бывает двух видов: демократия и аристократия), монархия и деспотия. Каждой форме правления соответствуют свои природа и принцип правления. "Различие между природой правления и его принципом в том, что природа его есть то, что делает его таким, каково оно есть; а принцип - это то, что заставляет его действовать. Первая есть его особенный строй, а второй - человеческие страсти, которые двигают им". Природой республики является правление всего народа (демократия), или его части (аристократия). Монархия - это правление одного человека, но посредством твердо установленных законов. В деспотии все определяется волей и произволом одного лица вне всяких законов и правил. Принципом республиканского правления является добродетель, в монархии - честь, в деспотии - страх. Монтескье - сторонник умеренного правления, под которым он понимает конституционную монархию. Умеренное правление означает наличие политической свободы и основано на законах. Монтескье выделяет два вида законов о политической свободе: 1) устанавливающие политическую свободу в её отношении к государственному устройству. Она обеспечивается принципом разделения властей. 2) устанавливающие политическую свободу в её отношении к гражданину. Заключается в обеспечении безопасности, прежде всего путём доброкачественности уголовных законов и судопроизводства. Разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную ветви необходимо во избежание злоупотребления властью. "Если власть законодательная и исполнительная будут соединены в одном лице или учреждении, то свободы не будет, так как можно опасаться, что этот монарх или сенат станет создавать тиранические законы для того, чтобы также тиранически применять их. Не будет свободы и в том случае, если судебная власть не отделена от власти законодательной и исполнительной если она соединена с законодательной властью, то жизнь и свобода граждан окажутся во власти произвола, ибо судья будет законодатель. Если судебная власть соединена с исполнительной, то судья получает возможность стать угнетателем. Все погибло бы, если бы в одном и том же лице или учреждении, составленном из сановников, из дворян или простых людей, были соединены эти три власти: власть создавать законы, власть приводить в исполнение постановления общегосударственного характера и власть судить преступления или тяжбы частных лиц". Законы, согласно Монтескье, прежде всего, должны соответствовать характеру и свойствам народа, для которого они установлены. Лишь в редких случаях законы одного народа могут оказаться пригодными также и для другого народа. Факторами, определяющими законы, являются форма правления, географические условия, образованность народа, религия, воля законодателя.

Реклама
Место для вашей рекламы.
Наш опрос
Вы студент ДВГУПС?
Всего ответов: 250
Мини-чат
Реклама
Место для вашей рекламы.
Реклама
Вход на сайт
Категории раздела
Архив записей
  • Игрушки
  • Библиотека
  • Статистика

Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0