• Открыта тема на форуме - Отправка СМС бесплатно НА МТС Билайн Мегафон
  • Добавлена в библиотеку новая тема - Развитие воображения у детей старшего дошкольного  возраста в условиях музыкального сопровождения
  • Добавлена новая игра - Илья Муромец и Соловей-разбойник. Ратное дело
  • Добавлена веб камера набережная Хабаровска
Реклама
Место для вашей рекламы.

Механизм государства


Понятие механизма государства Структурой, которая обеспечивает выполнение государством своих функций, является механизм государства. Он, можно сказать, олицетворяет собой государство, представляет собой его материальное воплощение. Вне и без государственного механизма государства нет никогда не будет. Механизм государства в различные эпохи развития цивилизованного общества имел неодинаковую структуру и функции. Продвигаясь по пути прогресса, человеческое общество создавало такие государственные органы, которые в целом обеспечивали его нормальное функционирование. Структурное и функциональное разнообразие государственного механизма позволяет выделить его наиболее общие и существенные признаки, характерные для подавляющего большинства государств прошлого и современности. Механизм государства – это система специальных органов и учреждений, посредством которых осуществляется государственное управление обществом и защита его основных интересов.1 Понятие «механизм государства» тесно связан с категорией «государственный аппарат». Последний принято употреблять в двух смыслах – широком и более узком. В широком смысле понятие государственного аппарата как совокупности всех государственных органов совпадает с определением механизма государства, идентично ему. В более узком смысле под государственным аппаратом понимают аппарат государственного управления. Именно в этом значение как совокупности исполнительно-распорядительных, управленческих органах используется термин «государственный аппарат» в науке административного права.2 А Черданцев А.Ф. считает, что понятия «механизм государства» и «государственный аппарат» абсолютно равнозначны. _ 1 Хропанюк В.Н. Теория государства и права. М., 2000 стр.134 2Матузов Н.И. и Малько А.В. Теория государства и права – курс лекций М., 2001 Понятие механизма государства имеет свои определённые признаки, которые позволяют провести линию разграничения между данным понятием и негосударственными структурами в политической системе общества. Наиболее общие характерные признаки механизма государства выражаются в следующем: Во-первых, механизм государства состоит из людей, специально занимающихся управлением, которое выражается в законотворчестве, исполнении законов, охраной законов от нарушений. Во-вторых, государственный механизм представляет собой сложную систему органов и учреждений, которые находятся в тесной взаимосвязи при осуществлении своих непосредственно властных функций. Механизм государства характеризуется сложной структурой, отражающей определённое место, которое занимают в ней различные виды и группы государственных органов, их соотношением и взаимосвязями. В свою очередь, орган государства является первичным элементом государственного аппарата. Органы государственного аппарата, связанные между собой отношениями субординации и координации, являясь носителями властных полномочий, участвуют в решении наиболее общих задач государства и осуществлении его функций. Каждый государственный орган представляет собой относительно самостоятельное, структурно обособленное звено государственного аппарата, создаваемое государством в целях осуществления строго определенного вида государственной деятельности, наделенное соответствующей компетенцией и опирающееся в процессе реализации своих полномочий на организационную, материальную и принудительную силу государства. В-третьих, функции всех звеньев государственного аппарата обеспечиваются организационными и финансовыми средствами, а в необходимых случаях и принудительным воздействием. В-четвёртых, механизм государства призван надёжно гарантировать и охранять законные интересы и права своих граждан. Сфера властных полномочий государственных органов ограничивается правом, которое максимально обеспечивает гармоничные, справедливые отношения между государством и личностью.1 В-пятых, между государственным механизмом и функциями государства существует тесная обратная связь. Функции современного Российского государства осуществляются, получают своё реальное воплощение, обретают жизнь при помощи государственного механизма, посредством деятельности всей системы объединяемых им и взаимосвязанных между собой государственных органов.2 На различных ступенях развития человеческого общества механизм государства имел свои особенности, своеобразную структуру. Это объясняется экономическими, социальными причинами, национальным составом населения государства, размерами его территорий, географическим положением и другими факторами. Сам государственный аппарат, принципы его организации и деятельности постоянно развивались по мере усложнения общества. В традиционных государствах государственный аппарат относительно не сложный. Создаются различные по названию, компетенции, срокам полномочий органы, однако вся полнота власти находится, как правило, у монарха, - именно этот государственный орган является основным. От монарха зависит окончательное решение практически любого вопроса, в том числе и входящего в компетенцию иных государственных органов, а также их создание или упразднение. В конституционных государствах государственный аппарат более сложный, он базируется на совершенно иных принципах организации и деятельности, причём один из основных – разделение властей. Как мы видим, вследствие изменений, происходящих в общественной жизни, возникают новые и отмирают устаревшие структуры государственного 1 Хропанюк В.Н. Теория государства и права. М., 2000 2Матузов Н.И. и Малько А.В. Теория государства и права – курс лекций М., 2001 аппарата. Однако во все исторические эпохи государственный аппарат выступает основным организующим началом политической системы общества. Каким образом государственный аппарат осуществляет управление обществом? Сначала происходит регуляция общественных отношений при помощи права: издаются нормативные акты, в которых содержатся нормы права. Все граждане, их организации, должностные лица и государственные органы должны подчиняться нормам права, реализовывать их в своём правовом поведении. Необходимо следить также за тем, чтобы эти правила не нарушались. Таким образом, выделяют три основных формы деятельности государственных органов: правотворческую, направленную на разработку и издание нормативно-правовых актов; правоисполнительную – как форму властной деятельности органов государства по реализации норм права; правоохранительную – форму правовой деятельности государства, обеспечивающую соблюдение правовых норм.1 Механизм государства выступает основным субъектом осуществления государственной власти. Через государственный аппарат, его органы, государство осуществляет возложенные на него задачи, оказывает заметное влияние на стабилизацию и развитие общественной жизни, способствует углублению демократии и организованности в стране, процветанию и благополучию населения. В определённых случаях властные государственные функции могут осуществлять и негосударственные организации, если они на то уполномочены государством. 1Лазарев В.В. Теория государства и права. М., 2000 2. Принципы организации и деятельности механизма государства Построение и деятельность механизма государства осуществляется на основе определённых принципов, имеющих объективный характер. Их всесторонний учет, как при образовании государственных органов, так и в процессе их функционирования позволяет обеспечить максимальную эффективность государственного управления обществом. В данном вопросе будут рассмотрены эти принципы. Принципы – это основные начала, идеи, которые положены в основу организации органов государства и которым они должны следовать в своей деятельности. Принцип потому и принцип, что он требует, чтобы его придерживались, соблюдали его. Принципы организации и деятельности государственного аппарата конкретного государства находят закрепление в его конституции и соответствующих законах, посвящённых отдельным ветвям власти, отдельным подсистемам механизма государства: законах о судебных системах, правительстве, министерствах и ведомствах, прокуратуре и т.д. Одни из этих принципов чётко сформулированы в законах, другие выведены, вычленены из законов путём некоторого обобщения, индуктивным путём.1 До недавнего времени основными принципами организации и деятельности государственного аппарата наша юридическая наука считала принцип широкого участия масс в управлении государством; демократический централизм; пролетарский интернационализм; социалистическую законность; социалистическую плановость, учёт и контроль; партийное руководство деятельностью всех звеньев государственного аппарата. Кардинальные изменения, происходящие в экономической, политической и других сферах общественной жизни нашей страны внесли существенные поправки в структуру, содержание и характер деятельности всех государственных органов. Государственная жизнь начинает строиться на 1 Черданцев А.Ф. Теория государства и права. М., «Юрайт». 2001. новых принципах, обеспечивающих более эффективное функционирование механизма государства. Рассмотрим основные принципы механизма государства. 1. Демократизм. «Демократия», в переводе с греческого, означает «народовластие». Содержание данного принципа составляет признание народа источником государственной власти, признание его права на участие в принятии политических решений, провозглашение широкого круга гражданских прав и свобод. Принцип демократизма закрепляется главным образом в конституциях государств. Так часть 1 и 2 статьи 3 Конституции РФ гласит: «Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является её многонациональный народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления». Часть 1 статьи Конституции РБ гласит: «Единственным источником государственной власти и носителем суверенитета в Республике Беларусь является народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, через представительные и иные органы в формах и пределах, определённых Конституцией». 2. Принцип представительства интересов граждан во всех звеньях государственного аппарата. Он обеспечивается демократической избирательной системой, реальными гарантиями социально-экономических, политических и личных прав и свобод граждан, разносторонней деятельностью всех государственных органов, направленной на удовлетворение интересов личности. 3. Национальное равноправие. Принцип означает, что доступ к замещению должностей в государственном аппарате должен быть предоставлен всем лицам вне зависимости от их национальной принадлежности. В тех или иных странах острота постановки национального вопроса различна, в прямой зависимости от этого находится и актуальность данного принципа. Здесь в более широком плане речь может идти о равноправии вообще – не только о расовом или национальном, но и равенстве прав на замещение должностей в государственном аппарате независимо от возраста, пола, религиозных верований и т.д. Например, в ч. 4 ст. 32 Конституции РБ сказано: «Граждане Российской Федерации имеют равный доступ к государственной службе», то есть граждане России имеют равные права по доступу к государственной службе с гражданами Белоруссии. 4. Высокий профессионализм и компетентность государственных органов, их способность на высоком научном уровне решать основные вопросы государственной жизни в интересах населения страны. Профессиональный принцип в государственном управлении означает, прежде всего, использование квалифицированных работников, для которых управленческая деятельность является основной профессией. Привлечение же к государственной службе людей, не обладающих навыками управления, как показала наша отечественная практика государственного строительства, приводит к негативным последствиям. Эти люди, будучи хорошими специалистами, в области промышленного или сельскохозяйственного производства, на государственной службе (в советах, их комиссиях, комитетах) не могут выполнять возложенные на них обязанности достаточно квалифицированно. 5. Гуманизм. Данный принцип означает признание ценности человека как личности, утверждение приоритета его интересов в деятельности государства. В переводе с латыни homo – это человек, humanus – человеческий, человечный. Анализируя содержание принципа гуманизма, следует обратить внимание на два момента. Во-первых, именно интересы личности должны стоять на первом месте в деятельности государства, а не что-либо другое (к примеру, построение коммунистического общества). И, во-вторых, должны быть учтены интересы каждого человека или, по крайней мере, большинства населения, а не одного человека или относительно немногочисленной социальной группы. Принцип гуманизма один из основных принципов организации и деятельности государственного аппарата; он закреплён в конституциях многих современных государств. Так в ст.2 Конституции сказано: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства». 6. В федеративных государствах важным принципом организации и деятельности государственного аппарата является субординация и чёткое взаимодействие между общефедеральными органами и государственной властью членов федерации. В национальных федерациях наиболее оптимальное разграничение компетенции между ними имеет особо важное значение, поскольку такое разграничение обеспечивает суверенность членов федерации, их самостоятельность в решении внутренних и внешних задач. Из этого принципа вытекает следующий принцип, который тесно связан с данным. 7. Централизм. Государственный аппарат имеет иерархическую структуру и нижестоящие органы государства должны выполнять решения вышестоящих органов, регулярно отчитываясь перед ними. Органы государства могут иметь или только подчинение по вертикали, или так называемое «двойное подчинение» - по вертикали и горизонтали. В последнем случае орган, например, отраслевого территориального управления подчиняется как вышестоящему территориальному или центральному органу отраслевого управления, так и вышестоящему территориальному органу. 8. Сочетание единоначалия и коллегиальности. И единоначальный, и коллегиальный способы принятия управленческих решений имеют свои достоинства и недостатки. В первом случае решения принимаются быстро, оперативно, с наименьшими затратами, создаются предпосылки для эффективного осуществления управленческой деятельности. Однако принятие решений большинством голосов – позволяет находить более взвешенные подходы к сложным проблемам. В то же время качественной работе коллегиальных органов государства часто препятствуют различные обстоятельства организационного характера: не всегда достаточная скорость работы и оперативность принятия решений; в некоторых случаях – отсутствие чёткой позиции, невозможность прийти к общему мнению, непоследовательность в проведении определённой политики; дороговизна коллегиальных процедур. Поэтому именно сочетание в тех или иных пропорциях коллегиальности и единоначалия характерно для деятельности практически всех государственных органов, функционирующих преимущественно на основе единоначалия или коллегиальности.1 9. Принцип законности правовых начал в деятельности всех составных частей механизма государства в их взаимоотношениях с населением страны и между собой, а также с различными общественными движениями и организациями. Вся деятельность государственных органов урегулирована нормами права, содержащимися в многочисленных и разнообразных нормативных актах. Их строгая и неуклонная реализация и составляет содержание принципа законности. «Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы» (ч. 2 ст. 15 Конституции РФ). 10. Принцип гласности и открытости в деятельности государственного аппарата. Необходима достаточная информированность общества о деятельности государственных органов, поскольку только на основе гласности возможно реальное народовластие. В содержании данного принципа входит право каждого на получение информации, затрагивающей его права и законные интересы, а в более широком плане – формирование общественного мнения о деятельности государственного аппарата. Так, согласно ч. 4 ст. 29 Конституции РФ: «Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом». Таким образом, речь не идёт об абсолютной гласности: она ограничивается в случае возможности нанесения ущерба существенным интересам государства или граждан. 1Лазарев В.В. Теория государства и права. М., 2000 11. Принцип разделения властей. Это самый главный принцип организации и деятельности государственного аппарата в современных конституционных государствах. Суть этого принципа состоит в том, что вся полнота власти не может находиться в руках одного человека или одного органа. Если же такое происходит, неизбежны злоупотребления властью, нарушения прав человека, произвол со стороны властных органов и должностных лиц. Поэтому необходимо разделение всей государственной власти на несколько составляющих, её распределение по различным органам с тем, чтобы ни один орган не обладал всей полнотой власти. В соответствии с классическим вариантом теории разделения властей выделяют три ветви власти. 1. Законодательная власть. Она необходима для издания законов, в которых содержаться нормы права, призванные регулировать наиболее важные общественные отношения. Вся деятельность иных государственных органов и правовое поведение граждан должны носить сугубо подзаконный характер. Законодательная власть должна принадлежать коллегиальному выборному органу. 2. Исполнительная власть. Она предназначена для исполнения законов, издаваемых органами законодательной власти. Во исполнение законов ей предоставлено право активных действий, а также право принятия подзаконных нормативных актов. 3. Судебная власть. Она необходима для осуществления правосудия, для разрешения возникших в обществе споров, для наказания лиц совершающих противоправные поступки. Судебная власть принадлежит специально созданным для этого органам – судам. И она должна принадлежать только судам, должна осуществляться только судьям, должна быть независимой. В этом состоит гарантия против произвольных действий инстанции, которая назначает наиболее серьёзные – уголовные – наказания, которая является конечной для рассмотрения всех споров. Перечисленные выше принципы формирования и деятельности государственного механизма, рассматриваемые во взаимосвязи и взаимодействии, придают механизму государства необходимые для его успешного функционирования целенаправленность, единство и целостность. 3. Структура механизма государства Механизм государства имеет свою структуру, то есть строение. Он состоит из различных частей, имеющих специфическое устройство и выполняющих свойственные им функции. Основным элементом этого механизма является орган государства. Структурно – функциональный анализ механизма государства означает изучение роли и места в нём образующих элементов – государственных органов и их системных образований, как они закреплены в нормативно-правовых актах (структурный подход) в сочетании с выполняемыми ими государственными функциями (функциональный подход). Орган государства – это составная часть механизма государства, имеющая в соответствии с законом собственную структуру, строго определённые полномочия по управлению конкретной сферой общественной жизни и органически взаимодействующая с другими частями государственного механизма, образующими единое целое.1 Органы государственной власти занимают центральное место в структуре государственного аппарата и обладают суммой определенных признаков, порождаемых природой и функциями государства. Эти органы каждый в своей области и своими специфическими методами выражают организаторскую роль государства в обществе. Понятие органа государственной власти складывается из следующих признаков. 1) Все органы государства образуются в законодательном порядке, на основе нормативно-правовых актов, в которых чётко определены назначение, порядок формирования, иные вопросы, связанные с организацией и деятельностью того или иного подразделения государственного аппарата. 2) Орган государства является самостоятельным элементом государственного аппарата, действует специализировано в системе других 1 Хропанюк В.Н. Теория государства и права. М., 2000 органов. Орган государства может иметь сложную структуру: управление, отделы, отделения, комиссии, подкомиссии и т.д. Они являются не самостоятельными государственными органами, а только структурными их подразделениями. 3) Органы государства тесно взаимодействуют между собой. Они образуют единый социальный организм, главной задачей которого является обеспечение нормального функционирования общества, защита законных прав и интересов личности, охрана внешней безопасности и территориальной целостности государства. Данные принципы государственных органов рассматривает автор учебника «Теория государства и права» - Хропанюк В.Н. Авторы же Матузов Н.И. и Малько А.В. кроме этих трёх принципов рассматривают следующие 1) Государственный орган наделён определённой экономической и организационной обособленностью. Он состоит на содержании государства, получает материальные и финансовые средства (здания, средства связи и прочее оборудование, деньги) от государства, из бюджета государства, доходы которого формируются за счёт налогов. 2) Каждый государственный орган сообразно своей компетенции, выполняет свойственные ему функции. Механизм государства действует через отдельные государственные органы: функции государства в целом осуществляются посредством функций отдельных государственных органов. Государственный орган, выполняя свои функции, тем самым одновременно участвует в реализации различных функций государства. 3) Физическим воплощением государственного органа являются люди, из которых состоит данный орган, - отдельное лицо или группа, коллектив. То есть государственный орган представляет собой объединение людей, каждый из которых называется государственным служащим. Кроме того, Черданцев А.Ф. выделяет ещё один признак. Государственный орган действует от имени государства. Он наделён властными полномочиями. Это выражается в том, что государственный орган принимает решения общего (нормативные акты) или индивидуального характера (например, решение, приговор суда), обязательные для тех, кому они адресованы. Властные полномочия могут быть выражены в контрольно-надзорной деятельности и в применении физических принудительных мер. Органы государственной власти, в зависимости от различных критериев, можно классифицировать на виды. Разные авторы дают разную классификацию государственным органам. Некоторые выделяют меньшее число критериев, некоторые большее, но практически у всех упоминаются следующие виды и критерия деления. 1. По источнику (способу) формирования государственные органы подразделяются на первичные и вторичные. Первичный орган – это орган, формируемый непосредственно самим народом, путём выборов. Это выборные органы. Вторичные органы – органы, формируемые первичными, выборными органами. 2. По действию в пространстве государственные органы подразделяются на федеральные органы и органы субъектов Федерации. Но всё же некоторые органы государственной власти субъектов федерации не могут считаться полностью самостоятельными (например, прокуратура, вооружённые силы), поскольку они строятся на принципе строгой централизации, и всегда относятся к федеральным органам. 3. В зависимости от характера компетенции государственных органов существуют органы общей и специальной компетенции. В первом случае круг вопросов, по которым принимаются властные решения, весьма широк, охватывает многие сферы общественной жизни: экономику, культуру, здравоохранение, охрану правопорядка и другие. Во втором – соответствующий орган руководит какой-то одной, относительно узкой, сферой. К первым относятся, прежде всего, представительные органы, правительство, главы администраций и т.д. Ко вторым – министерства, ведомства, прокуратура, суды и другие органы. 4. По порядку реализации власти органы различаются между собой и тем, что одни из них – коллективные образования, другие – представлены одним лицом. Вообще, по общему правилу, орган государства состоит из коллектива государственных служащих. Например, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ, Верховный Суд РФ. Однако в отдельных случаях орган государства может воплощаться в одном лице, занимающем государственную должность. Например, Президент РФ, президент республики в составе РФ, Генеральный прокурор РФ. 5. По формам государственно-правовой деятельности органы государства подразделяются на законодательные (представительные), исполнительные и судебные. Однако Комаров С.А. и Черданцев А.Ф. выделяют, кроме этих основных, ещё три вида государственных органов: контрольные, правоохранительные, распорядительные. Законодательные органы – органы, принимающие законы как нормативные акты, имеющие высшую юридическую силу. Исполнительные органы призваны исполнять, реализовывать законы. Судебные органы призваны осуществлять юрисдикционную деятельность, то есть разрешать конкретные юридические дела: применять меры наказания за преступления, разрешать различного рода правовые споры, конфликты между различными субъектами. Контрольные органы осуществляют надзор за исполнением законов и других нормативных актов.1 Распорядительные органы, исполняя законы, принимают решения (распоряжения) нормативного или индивидуального характера.1 Правоохранительные органы охраняют нормативные акты от нарушения со стороны других лиц. Кроме этого Лазарев В.В. и Липень С.В. выделяют ещё несколько критериев и видов государственных органов. 1 Черданцев А.Ф. Теория государства и права. М., «Юрайт». 2001. 1. По положению в иерархической структуре государственного аппарата выделяют высшие и местные органы государства. Полномочия высших органов распространяются на всю территорию данного государства. В унитарных государствах есть один уровень высших органов, а в федеративных – два: федеральные высшие органы и высшие органы субъектов федерации. Местные органы осуществляют свою деятельность в пределах территории какой-либо административно-территориальной единицы. Может быть несколько уровней местных органов, в зависимости от административно-территориального деления государства. 2. По срокам полномочий есть органы государства, которые функционируют постоянно, но их состав обновляется через установленный срок; и бессрочные органы, где пребывание человека на данном посту заранее не ограничено каким-либо сроком. 3. По времени функционирования, и длительности действия выделяют постоянные и временные органы государства. Постоянных органов абсолютное большинство, поскольку государственный аппарат рассчитан в основном на деятельность в нормальных условиях. Временные органы создаются в чрезвычайных условиях или для осуществления каких-либо крупномасштабных задач, имеющих общегосударственное значение.1 1Лазарев В.В. Теория государства и права. М., 2000 4. Характеристика государственных органов 4.1. Представительные органы государственной власти К числу представительных государственных органов относятся законодательные учреждения и местные органы власти и самоуправления. Они формируются путём избрания их населением страны, действуют от его имени и ответственны перед ним. Органы законодательной власти обладают верховенством, поскольку именно они устанавливают правовые начала государственной и общественной жизни, основные направления внутренней и внешней политики страны, а, следовательно, определяет, в конечном счёте, правовую организацию и формы деятельности исполнительной и судебной властей. Главенствующее положение органов законодательной власти в механизме государства обуславливает высшую юридическую силу принимаемых ими законов, придаёт общеобязательный характер нормам права, выраженным в них. Однако верховенство их власти не носит абсолютного характера. Пределы её действия ограничены принципами права, естественными правами человека, идеями свободы и справедливости. Она находится под контролем народа и специальных конституционных органов, с помощью которых обеспечивается соответствие законов действующей конституции. При демократическом государственном строе высшем представительным и законодательным органом является парламент. Он представляет суверенитет народа, и только он один правомочен выражать волю народа в форме закона. «Парламент» - это общеродовой термин. В Англии, Канаде, Японии и ряде других стран законодательный орган непосредственно именуется парламентом. В остальных странах этот орган называется по-другому (например, Сейм – в Польше, Конгресс – в Соединённых Штатах Америки, Федеральное Собрание – в Российской Федерации). Парламенты могут иметь двухпалатную и однопалатную структуру. В федеративных государствах парламенты состоят из двух палат – нижней и верхней, которые в принципе обладают одинаковыми законодательными полномочиями (в США – это Палата представителей и Сенат, в России – Совет Федерации и Государственная Дума). Однопалатные парламенты существуют главным образом в странах с более или менее однородным национальным составом населения или небольших по территориальным размерам (Венгрия, Дания, Финляндия). При парламентах образуются и действуют различные комитеты и комиссии, которые призваны обеспечивать более эффективную деятельность законодательного органа. Они ведут работу по конкретным вопросам, входящим в компетенцию парламента: бюджетно-финансовую деятельность, международные дела, здравоохранение и другие. Наряду с непосредственным законотворчеством парламент обладает верховными финансовыми полномочиями, осуществляет контроль над исполнительной властью, а также решает другие важные вопросы государственной жизни общества. Представительным и законодательным органом России является Федеральное собрание, которое состоит из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы. К ведению Совета Федерации относятся: рассмотрение и утверждение законов, принятых Государственной Думой; изменение границ между субъектами Федерации; назначение выборов Президента; назначение на должность судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда РФ, Генерального прокурора и другие вопросы, указанные в ч. 1 ст. 102 Конституции РФ. В компетенцию Государственной Думы входят: дача согласия Президенту на назначение Председателя Правительства РФ; решение вопроса о доверии Правительству; объявление амнистии и другие вопросы, указанные в ч. 1 ст. 103 Конституции РФ. Система представительных и законодательных органов государственной власти как составная структурная часть механизма Российского государства, наряду с Федеральным Собранием, включает в себя также законодательные и представительные органы, образуемые субъектами Российской Федерации. 4.2. Исполнительные органы государственной власти Глава государства. В большинстве стран глава государства выступает носителем высшей исполнительной власти. В конституционных монархиях главой государства формально считается монарх. На основе конституционных норм или в силу сложившихся традиций монарх обладает рядом прав в отношении парламента: правом созыва сессий, роспуска нижней палаты, назначение членов верхней палаты, утверждения и опубликования законов, а в некоторых случаях и правом «вето». В странах с республиканским правлением главой государства обычно является президент. Полномочия президента заключаются в следующем: принимает иностранных дипломатических представителей, назначает послов; ратифицирует международные договоры и соглашения; является главнокомандующим вооружёнными силами страны. В ряде стран в соответствии с конституционным законодательством президент имеет право: распустить парламент, прервать сессию или отложить её созыв; отказать в одобрении проекта и передать его на вторичное рассмотрение парламента. Наиболее широкими правами властными полномочиями обладает глава в президентских республиках. Так в США президент имеет право назначать и смещать министров, а также всех высших гражданских и военных чиновников. В парламентских республиках президент лишь формально представляет высшую исполнительную власть, так как реально её осуществляет глава правительства. По конституции РФ Президент России как глава государства не относится непосредственно к какой-либо одной из трёх основных ветвей власти. Правительство – это высший исполнительный и распорядительный орган государственной власти. который непосредственно осуществляет управление страной. Правительство возглавляется главой правительства, который именуется премьер-министром, председателем совета или кабинета министров, первым министром, канцлером. По вопросам своей компетенции правительство принимает решения и издаёт правовые акты, публикуя их от своего имени или от имени главы правительства. В унитарных государствах образуется только одно правительство, а в федеративных государствах – общефедеральное правительство и правительства членов федерации. Согласно Конституции РФ исполнительную власть в Российской Федерации осуществляет Правительство России. Оно состоит из Председателя Правительства и заместителей Председателя Правительства и федеральных министров. Правительство РФ: разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Думе отчёт об исполнении федерального бюджета; обеспечивает проведение единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии; проводит меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью; реализует иные полномочия, возложенные на него Конституцией, федеральными законами, указами президента. Министерства, ведомства, другие центральные учреждения. Перечень министерств и других центральных государственных учреждений в различных странах неодинаков. Несмотря на это, все они призваны обеспечить безопасность страны, поддержание общественного порядка, эффективное и оптимальное управление основными и наиболее важными сторонами жизни общества: экономикой, социальным строительством. 4.3. Судебные органы государственной власти Суд – это орган государства, осуществляющий правосудие в форме разрешения уголовных, гражданских и административных дел в установленном законами данного государства процессуальном порядке. В современных странах деятельность судов направлена на обеспечение конституционных устоев, охрану законных прав и интересов граждан и организаций. Вся система судов возглавляется верховными судебными органами, которые во многих странах выполняют одновременно функции конституционного суда. В некоторых странах конституционные суды не входят в систему судов общей юрисдикции. Члены конституционного суда либо избираются парламентом, либо назначаются президентом, либо президентом, парламентом и другими высшими органами власти и юстиции одновременно. Наряду с осуществлением конституционного надзора, конституционный суд имеет право толкования конституции. Согласно Конституции РФ и Федеральному конституционному закону « О судебной системе Российской Федерации», правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Реклама
Место для вашей рекламы.
Наш опрос
Вы студент ДВГУПС?
Всего ответов: 200
Мини-чат
Реклама
Место для вашей рекламы.
Реклама
Место для вашей рекламы.
Вход на сайт
Категории раздела
Архив записей
  • Игрушки
  • Библиотека
  • Статистика

Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0